Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

03.08.2022 14:05 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В астрономы не вышла… « Приземлилась»

Автор: Тамара Бортникова

Литсотрудник Тамара Неволина. На столе остался по наследству мраморный письменный прибор от работавшей здесь уральской писательницы Надежды Толмачёвой

В 50-е годы прошлого века в школах отменили преподавание астрономии. А я уже было решила, что стану астрономом: читала старый учебник, изучала созвездия. Но порою в судьбе явится божья рука, которая выправит путь. У меня проводником божьей воли оказалась учительница литературы

В 1955 году в Берёзовском построили новую школу №2. Мы пришли туда в выпускной десятый класс. Нашим директором был заслуженный строитель канала «Волга-Дон» Сергей Александрович Зайцев. Его жена Маргарита Дмитриевна стала у нас в 10 «А» классным руководителем и учителем русского языка и литературы.

Неожиданно она так начала рассказывать о писателях, что я потом отвечала слово в слово, не по учебнику, а она взывала к классу: «Слушайте!».

Сделав пометки красным в моем сочинении, она тем не менее ставила пятерку и оправдывала ее пояснением: «За самобытность». А я еще и затеяла в классе издание литературно-художественного журнала. Правда, выпуск состоялся в одном экземпляре, авторы были не активные.

Это были годы романтики комсомольских строек. Ну и я, комсорг класса, завела всех идеей поехать на строительство Ангарской ГЭС. Даже Маргарита Дмитриевна сказала, что поедет с нами. Пришли в горком комсомола, первый секретарь Коля Чалков, сам недавно пришедший на эту должность с БЗСК, сказал, что путевок не имеется. О нашем коллективном визите, конечно, знали, с ним поработали, и он не растерялся, когда мы явились. (Вскоре он женился на моей однокласснице Лиде, девушке с белокурыми косами).

Всё же решили мы с Руфиной Ильиных и Ниной Ческидовой (на снимке), что пойдем на производство, и после экзаменов поступили на курсы крановщиков на Берёзовском заводе строительных конструкций.

А интерес к слову во мне уже было не вытравить, и я стала пописывать заметки в «Берёзовский рабочий». За что редактор газеты Гусев меня с завода изъял через полтора года. Было это в 1958 году, мне, новоиспеченной журналистке, 19 лет. Проработала в редакции три с половиной года и, по молодости тех моих лет, не могу дать сколько-нибудь серьезного анализа издания. А пишу просто воспоминания о начале трудового пути в периодической печати. Дальновидный редактор сразу отправил меня поступать на факультет журналистики учиться заочно и тем окончательно закрепил в профессии.

В здании нынешней школы искусств №2, что находится в истоке улицы Красных Героев, размещались в то время горком партии, горком комсомола и редакция. На третьем этаже в северном крыле были кабинеты редактора, ответственного секретаря и машинистки с бухгалтером. В южном тоже три кабинета: партийный отдел, промышленности и сельского хозяйства, отдел писем и работы с рабкорами.

В центре, в актовом зале, был теннисный стол, где в перерыв сражались любители малой ракетки. Помню, особенным азартом отличалась глава партийного отдела – заместитель редактора газеты Мария Белова, по моим понятиям тогда, очень зрелая женщина. Здесь же в фойе была оборудована столовая, куда привозили обеды. Мама давала по 3 руб. 50 коп. нам с папой, который приходил сюда обедать из Госбанка.

В штате было семь творческих сотрудников, газета выходила три раза в неделю на четырех полосах. Делали ее оптимистичная и общительная Мария Белова, невозмутимый ответственный секретарь Владимир Волокитин, ироничный Григорий Неугодников, степенный трудяга Алексей Смирных, экспансивная умница Элла Эркомаишвили (в начале моего присутствия там она была еще Элла Грэн). Ну и редактор с младшей литературной сотрудницей.

В 60-е годы советская пропаганда усиленно призывала «строить коммунизм». Не выходило ни одного газетного номера без рассказов об ударниках, бригадах коммунистического труда. Если старшие коллеги относились к этому сдержанно, то я в силу малых лет воспринимала всё близко к сердцу. Порой на редакционных летучках бунтовала против формализма в освещении такого «эпохального» движения. Николай Степанович смущенно посмеивался: что с нее возьмешь? Человек был добрый, но газету вел твердой рукой.

В 1961 году первый полет Юрия Гагарина в космос. В редакции боевая страда по организации восторженных откликов в газету. И правда, все тогда были очень воодушевлены.

Событием в жизни города было освоение выпуска ковров на фабрике, о чем, помню, писала репортаж.

Помнится и такое событие: в честь 15-летия Великой Победы работники горкома партии, комсомола и редакции высадили аллею лип вдоль плотины в Историческом сквере. Те прутики стали деревьями, когда прохожу мимо, всегда с любовью смотрю на них.

В День печати устраивали в Доме культуры рудника имени С. М. Кирова большие праздники с рабкорами, общественностью. Даже танцевали в фойе.

В Новоберёзовском поселке построили первый многоэтажный дом. Для рассказа о новоселье в первомайском номере газеты редактор пригласил из Свердловска фотокорреспондента ТАСС Анатолия Грахова. А в подмастерья отправил меня. Мэтр одобрительно отозвался редактору о моей расторопности в сборе комментариев, и это очень вдохновило.

Нельзя не вспомнить добрым словом комсомол тех лет. Молодежь жила, объединенная общими делами. Ребята на БЗСК изготовили в цехе стелу в честь погибших на фронте. Она и сейчас стоит в поселке БЗСК возле автобусной остановки. Машины в редакции не было и, чтобы написать о новом объекте, комсомолец Денис Вилкин повез молодую репортершу… на своем велосипеде.

Надо сказать, что на время отпуска корректора меня переводили на работу в типографию, так что вникала и в эту сторону газетной деятельности, что потом пригодилось, когда пришлось руководить одновременно районной редакцией и типографией.

Отдельное слово о моей наставнице с первых дней. Это заведующая отделом писем Элла Григорьевна Эркомаишвили. Тогда она была просто Элла Грэн . Сама она только что вышла из университета, но была уже уверенным и уважаемым в редакции специалистом. Потом она ушла на телевидение, а я после окончания университета попросила направление в Магаданскую область, где и проработала в газетах двадцать лет. Но связи с ней мы не теряли.

Она первая читала то, что я напишу, правила и сдавала ответственному секретарю. Она вступалась за меня перед редактором, если что. Поэтому всё, что я делала, было с ее подачи и наставления. А учить взрослой работе вчерашнюю школьницу надо было во всем, до курьеза. В то время не принято было, позвонив, сказать просто: можно попросить Иванова? Нет, но – товарища Иванова. Порой я забывала и обращалась по-простецки. Элла эмоционально ахала, я едва не роняла трубку и вообще уже не помнила, что мне надо от этого «товарища Иванова».

Она была всего лет на пять меня старше, но это был водораздел университетского образования. Плюс обаяние, интеллигентность, простота, доброжелательность – вот так мне повезло с наставником.

В «Берёзовском рабочем» был дан старт по жизни моей газетной страды высокого напряжения. А легкой страды в этой профессии не бывает.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

6