Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

12.06.2023 12:24 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Алена БАЛАШОВА: «Пиво – трамплин к крепким напиткам»

Автор: Полина Килякова
Студентка 1 курса журфака УрФУ

Что является зависимостью и как с ней бороться, чем зависимость отличается от бытового пьянства, как помочь близкому человеку освободиться от пут, мы поговорили с врачом психиатром-наркологом Березовской ЦГБ Аленой Владимировной Балашовой.

Наш разговор начался с темы детско-родительских отношений. В своем кабинете врач за 23 года практики выслушала несколько сотен мам и пап, которые приходят к наркологу со своей бедой, пережив до этого шок от неприятного открытия: «оказывается, ребенок стал употреблять». Беседы с такими мамами (именно они чаще всего переступают порог специалиста) сложились в сотни часов.

– Как правило, у родителей лояльное отношение, и им кажется, что с моим ребенком такое точно не случится, но, как показывает практика, зависимость сейчас встречается чаще не в семьях, где мама, папа выпивают, а именно в благополучных, финансово обеспеченных семьях, и в таких, как правило, родители очень сопротивляются и не хотят принимать, что что-то не так происходит. Изначально неправильно выстраиваются отношения и поверхностно относятся к проблеме, пускают на самотек, не выносят сор из избы, потому что боятся признаться, что у них проблема, признаться, что с ребенком что-то не то. А это первый шаг на пути к исправлению, пока признания не происходит, они варятся в котле внутри семьи и потом, как правило, это выливается в серьезную зависимость, когда уже трудно что-либо сделать.

Я люблю эту фразу и всегда говорю: "Наркологические заболевания легче профилактировать, чем лечить, потому что лечить их практически невозможно». Когда уже развилась зависимость и надо подключать нескольких специалистов и проходить определенный путь, уже, бывает, что нет смысла работать. Каждому, кто решил лечиться, важно помнить, что на этом пути встречаются и откаты, и срывы. Самое важное, когда зависимость развилась, понять, что с человеком это навсегда, на всю жизнь. Всю жизнь, каждый день, будет борьба за трезвость. Поэтому я всегда за то, чтобы профилактировать, предупредить, но родители не очень на это настроены.

– Вы затронули тему алкогольной зависимости, а как обстоят дела с другими зависимостями?

– Я не разграничиваю алкогольную, наркотическую, игрозависимость и зависимость от вейпов. Это всё одна болезнь – зависимость, и не важно, от чего она.

– Какая зависимость больше распространена у детей и подростков ?

– У детей сейчас популярно курение вейпов, электронных сигарет и употребление пива. Я не могу сказать, что развивается она уже в детском, подростковом возрасте, но в этом возрасте все нездоровые пристрастия выступают как трамплин. Я всегда говорю: «Пиво – трамплин к крепким напиткам». И все алкоголики, наркоманы, они же не родились такими, они постепенно к этому пришли, кто-то раньше, кто-то позже, но у всех в основном одно: алкоголики начинают с пива, его употребление в жизни закрепляется, а наркоманы сейчас говорят, что зависимость начинается с вейпов, электронных сигарет, и переходят на другие виды наркотиков.

На самом деле без разницы, от чего развивается зависимость. Ведь механизм развития любой зависимости одинаков. Тут разница только в продукте, приоритетном для конкретного человека.

– Какие есть механизмы развития зависимостей?

– Механизмы развития начинаются с первых проб, то есть сначала это закрепляется как ритуал: встретиться с друзьями не можем без допинга, становится неинтересно без него. Нужен допинг, чтобы люди стали более общительны, радостны, открыты. В мозге есть центр удовольствия, который очень быстро привязывается к этому допингу. Затем этому центру удовольствия постоянно нужен будет допинг в определенном количестве, с каждым днем он будет увеличиваться. И когда начинается ежедневное потребление чего-либо, на следующий день после употребления будут чувствоваться усталость и ломка. Чтобы их погасить, приходится опять принимать дозу, это и есть зависимость.

Когда случается первый "опохмел", тогда и начинается зависимость. Обычный человек, когда перепил или попался некачественный алкоголь, на следующий день не посмотрит в сторону бутылки. Сигнал, что формируется зависимость, когда на следующее утро после возлияния человек снова берется за рюмку. Это уже зависимость, похмельный синдром.

– Чем отличается зависимость от бытового пьянства?

– Бытовое пьянство – это когда в выходные или вечером с усталости начинают пить, разово или по выходным. Рано или поздно наступит момент, и это пьянство может перерасти в зависимость. Но в остальном нельзя сказать, что такая выпивка – зависимость. Как только утрачивается контроль над дозой алкоголя, развивается зависимость.

– Какие основные признаки зависимости?

– Человек зависим, если он два и более дня постоянно употребляет какие-то наркотические вещества, алкоголь. У него похмельный синдром. Тяга к предмету расслабления. И сложнее всего избавиться от этого желания вновь употребить, когда формируется психологическая зависимость.

Для поддержки и помощи созависимым женщинам Алена Балашова организовала клуб «Ася». В нем женщины разных возрастов и профессий могут обратиться за помощью друг к другу и самой Алене. В группах собираются все с разными проблемами. Встречи всегда нацелены на работу над собой. Клуб существует уже два года. За это время участницы, по словам Алены Балашовой, стали семьей. Все меняются и улучшают свою жизнь, помогая друг другу.

– У алкоголизма есть стадии развития. По каким признакам можно определить, что наступила первая стадия?

– Признаки первой стадии алкоголизма: агрессивность, тягостные чувства, раздражительность, невозможность пройти мимо алкоголя, сны по теме или на тему.

У здорового человека таких признаков нет. Нет готовности выпить постоянно. Зависимые утрачивают ответную реакцию. Организм начинает давать «добро» алкоголю и привыкает к этому. Алкоголь и другие вещества встраиваются в процессы, которые происходят в организме. Организм, чтобы встать и начать что-то делать, просит дозу. В бытовом пьянстве этого нет, в этом тоже принципиальное отличие: в бытовом пьянстве желание выпить – в основном ситуационное. Оно не мешает жить, не доходит до грани. Это разные уровни. У зависимых есть постоянное желание и ожидания употребления.

– Какого возраста пациенты к вам обращаются?

– Самого трудоспособного возраста – 29-35 лет. Обращаются не сами, а чаще всего через кого-то: родителей или жен. Сами терпят до последнего, не идут тогда, когда это нужно делать.

– Можно ли сравнивать зависимость и привычку?

– Зависимость – это заболевание, привычка – поведение, ставшее в жизни постоянным. Привычки делятся на хорошие (зарядка, спорт) и плохие (алкоголь на праздниках, курение).

– Как отличить зависимость от привычки?

– Если не отражается на физическом здоровье, не распространяется на окружающих, то это привычка. Бытовая выпивка и привычка – это одно. Насчет других зависимостей так сказать нельзя. Вредная привычка – курение. Курение не преследуется по закону, жить не мешает. Есть лишь ограничения, такие, как не курить в общественном месте, на территории больниц, школ. Люди с зависимостями же нарушают общественный порядок. Я в основном работаю с зависимостями. Но также помогаю сформировать хорошие привычки, мы пытаемся заменить ими плохие. После кодировки надо, чтобы человек чувствовал себя комфортно: мы же что-то отняли у него и надо что-то дать ему взамен. Мы вспоминаем старые хобби, занятия, которые по эмоциям соизмеримы с теми эмоциями, которые он получал от зависимости. Так находить полезные привычки еще приятнее.

– На протяжении какого времени формируется зависимость?

– У всех по-разному, человек может быть просто в употреблении и не уйти в зависимость, а может стать зависимым через три дня. Если нет пагубного окружения, это чаще не переходит в зависимость. А если факторы соединяются, то привычка переходит в зависимость. На это влияет множество факторов, например, наследственность. Есть такое суждение, что у алкоголиков дети – алкоголики. Это абсолютно не правда. У них выше предрасположенность, но это не значит, что они 100% будут выпивать. При этом наследуется только алкоголизм, это не распространяется на наркоманию. Поэтому лечение пациентов всегда начинается с разговора.

Мы выясняем, кто в роду обладал зависимостями. Те, кто жил в этой атмосфере, не хотят такими стать.

Второе. Окружение. Если в компании употребляют, то шанс получить зависимость выше. Поэтому мужчины чаще всего ищут компанию, чтобы выпить, а женщины пьют в одиночку, а когда она уже вышла на улицу и все ее увидели и удивились («Нормальная женщина была, когда спилась?»), у нее уже вторая стадия болезни.

– Какие есть стадии развития у этой болезни и как отличить одну от другой?

– Алкоголизм в любом случае проходит три стадии. На первой вперед выходит психологическая зависимость и формируется абстинентный синдром похмелья. Человека тянет в запой, в который он может уйти на 2-3 дня. Первый признак алкоголизма, когда возлияние продолжается несколько дней подряд, а вторая стадия, когда есть махровый сформированный абстинентный синдром и психологическая тяга к употреблению. Происходят изменения во внутренних органах: давление, сосуды, энцефалопатия, чрезмерная эмоциональность, нарушение памяти, внимания, бывают алкогольные психозы.

Вторая стадия самая продолжительная. На это влияет много факторов, прежде всего генетическое здоровье.

Третья стадия – последствия, когда происходит алкогольная нейропатия. На третьей стадии человеку нужно совсем немного алкоголя. Лечить третью стадию очень сложно, организм сыплется и не выдерживает. До нее чаще всего не доживают. Первый показатель третей стадии – снижение дозы алкоголя.

– Как родственники могут помочь при первых сигналах зависимости?

– Родственники могут помочь, если они сами с собой наладят отношения. На своем курсе по созависимым отношениям, который я веду, я задаю один и тот же вопрос: «Как можно научить быть счастливым какого-то другого человека?». Правильно – никак. Нельзя воздействовать на зависимого через кого-то. Начать нужно с себя. Мы никого не меняем, всех оставляем в покое и занимаемся собой. Как только женщина слышит меня и начинает заниматься собой, пациенты начинают меняться.

– Можно назвать основные причины, приводящие к зависимости?

– Причин развития зависимостей множество. Но все элементарное кроется в воспитании, родители воспитывают неправильно, не так ведут общение, не так реагируют, и у ребенка возникает бунт. Либо откупаются от ребенка деньгами, когда ему нужны родители. Сумма в кармане ребенка в таком случае будет равна быстроте его прихода в зависимость. Таких детей любят и видят на улице. А родители думают, что они таким образом проявляют свою любовь. На самом деле пытаются закрыть любовь деньгами. Ребенку это не нужно, у него другие ценности.

– Бывает, что именно родственники – самая главная проблема?

– Да. С родственниками очень сложно работать, а многие зависимые несчастны именно из-за них. Кто-то недолюбил своего ребенка, кто-то перелюбил. Как правило, если начинают употреблять в зрелом возрасте, то все равно проблема идет из детства. И, к сожалению, родители не умеют принимать ошибки и слышать. Ребенок не виноват. Родители сами делают все для того, чтобы ребенок пришел в зависимость. Ты его не рожаешь зависимым, но он таким все же стал. Сложно бороться и разговаривать с такими родителями: у них все виноваты, кроме них самих. Но как счастье, так и несчастье семьи в руках родителей.

– Получается, что сначала нужно работать с родителями, а потом с детьми?

– Да. Проходит большая работа с родственниками, родителями. С детьми я не работаю: с ними общается психолог. Чтобы установить причины, нужно приходить на прием всей семьей. Мы общаемся с детьми и выясняем проблему. Когда разговариваешь с родителями, они говорят чаще всего абсолютно другую информацию. Дети не умеют врать, если разговариваешь с ними открыто, дружелюбно.

Что касается работы с женами зависимых, то жены алкоголиков – те же мамы, которые живут в созависимых отношениях.

– Бытует мнение, что зависимость не столько болезнь, сколько распущенность. Что это все-таки?

– Зависимость – это диагноз и это неизлечимая болезнь, такая же, как сахарный диабет или любые другие серьезные заболевания. Зависимому нельзя употреблять ни капли алкоголя после лечения, иначе выпил каплю и снова ушел в запой. Но все же всегда нужна причина не пить, страх потерять что-то важное в жизни (растут дети, уйдет жена). Главным при этом бывает найти правильные слова и поговорить с человеком.

Зависимость – психическое заболевание, которое является неизлечимым и хроническим. Но можно уйти в ремиссию и не употреблять несколько лет и даже десятилетий. Главное при этом – не попасть в синдром «ножниц», когда переходят с одной зависимости на другую. Допустим, были наркотики, заменили их алкоголем.

– Какие есть пути лечения зависимостей?

– После приема пациент едет в стационар для детокса – на 2 недели и плавно уходит в реабилитационный центр, где от 6 месяцев до года он находится в закрытом помещении. Все окружение человека в это время работает над собой по системе «12 шагов», избавляется от зависимости, учится жить по-другому. Все лечение состоит из 12 шагов, 12 этапов осознания, довольно тяжелых. После лечения предусмотрена и проходит постреабилитационная программа, человек может остаться в центре и помогать как волонтер справиться с зависимостью другим. После реабилитации и перед ней два разных человека. Да, есть вероятность срыва. Но человек будет уже более подкован, он будет мыслить уже по-другому. И если в ходе реабилитации родственники не сидели, а работали над собой, то тогда риск срыва будет намного меньше. Люди, которые уходят в реабилитацию, хотят научиться жить трезво. Они учатся всему заново. Главное – желание!

– Кроме длительной реабилитации, что вы назвали, существует еще такой метод, как кодирование. Насколько оно эффективно и на какой срок рассчитано?

– Кодирование действует на тех, кому ежедневная выпивка надоела. Кто хочет дальше жить и развиваться. Перед тем как закодировать, я предупреждаю пациента, что если он сорвется, все вернется и вдвойне. Можно кодировать на несколько лет, а можно на несколько месяцев.

– Куда еще, кроме кабинета врача-нарколога, зависимые могут обратиться за помощью?

– Для лечения зависимости нужен психолог, врач-нарколог, есть также сообщества анонимных алкоголиков – два филиала в городе. Оба филиала возглавляют женщины. Не бойтесь обращаться за помощью! Ваша жизнь – в ваших руках!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

63