Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

03.02.2023 09:49 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Частичка жизни под полярной звездой. Часть 1.

Автор: Юлия Власова
Студентка 4 курса журфака УрФУ

Как учебная практика на Крайнем Севере превратилась в рабочую командировку.

«Север – это там, где холодно?» – «Нет, Север – это там, где ширь необъятных снегов». Сейчас я отвечаю так на вопрос собеседников, когда они узнают, где я проходила практику. Крайний Север стал не только местом, где сбылась моя мечта, но и местом открытий. Северное сияние, Млечный путь, горы и даже мамонтенок – все это мне повезло увидеть в Салехарде. В конце июля минувшего года я отправилась в северный район России на практику в главный информационный ресурс региона «Ямал-Медиа». Планировала пробыть там месяц, но задержалась почти на два с хвостиком.

Кто сказал, что Север крайний?

В июле я и еще два однокурсника вылетели из аэропорта Кольцово навстречу новому. Мы впервые проходили практику за пределами Екатеринбурга. Не сказать, что было волнительно, скорее, мы находились в предвкушении неизбежного. В силу своего возраста и характера в первую неделю я скучала по дому. Салехард мне казался скучным, маленьким и в придачу холодным городом. Однако к нашему удивлению и удивлению горожан, конец июля и начало августа выдались довольно жаркими. Но при таком раскладе все же чувствовалось дуновение северного ветра. Еще радовало, что в коллективе приняли очень радушно. Да и люди на Севере добрые, открытые. Немного забегая вперед, скажу, что в городе много приезжих, и они уверены, что Север меняет людей. «Общаясь с местными, ты сам становишься добродушнее», – сказал мне Валентин, приехавший в Салехард из Тюмени.

Север меняет людей — хочется стать мягче и добрее

Журналиста ноги кормят

«Ямал-Медиа» – это крупнейший медиахолдинг Ямала. В него входят сразу несколько СМИ: информационное агентство и по совместительству телевидение «Ямал-Медиа», «Север-Пресс», газета и одновременно интернет-портал «Красный Север». Мне удалось поработать в нескольких СМИ, не сказать, чтобы специфика сильно отличалась, но требования к выпуску материала в них все же разные. Было интересно отметить отличия между работой журналиста в Екатеринбурге и Салехарде. Признаться, явной разницы я не заметила, за исключением современного высокотехнологичного оборудования и условий работы (редакция занимает большое двухэтажное здание).

Не всегда новый сотрудник вписывается в трудовой коллектив, но мне действительно повезло: с практикантом не только коллеги общались на одном уровне, но и главный редактор, юридический отдел, технический персонал. У меня есть опыт работы в других редакциях, в которых ко мне относились как к студенту-непрофессионалу. В «Ямал-Медиа» над нами тоже брали шефство, но грань «наставник-студент» была немного размыта. Это не только укрепляло веру в себя, но и позволяло проявить самостоятельность, осознать ответственность за свой материал.

По прошествии двух недель я окончательно влилась в коллектив, ближе познакомилась с коллегами. За время работы мне удавалось посмотреть на природу Севера. Меня отправляли на тающий ледник, я дважды выбиралась в горы на джипе, первая опробовала новый конный тур.

Гулял по Юрибею мамонт

В музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского представлен очень редкий и необычный экспонат – тушка хорошо сохранившегося мамонтенка. Как рассказывает о находке старший научный сотрудник сектора естественной истории Юлия Бухарова, 15 лет назад оленевод Юрий Худи на берегу реки Юрибей обнаружил хорошо сохранившегося мамонтенка. Вымершее млекопитающее назвали Любой, в честь жены Юрия Худи. Мамонтенок хорошо сохранился благодаря болотистой местности, где нашли малыша. У тушки не было доступа к кислороду, соответственно, не было и процесса окисления. Месячная Люба пролежала в вечной мерзлоте до наших дней 42 тысячи лет! «Северная звездочка» востребована в мировых музеях. Мамонтенок ездил на выставки в Токио, Гонконг, Сидней. Сегодня экспонат находится в музее Салехарда, и, к сожалению, из-за санкций нет возможности показать миру прекрасную Любу.

Ледник ждет романтиков

На часах 06:00. Потихоньку подтягиваются туристы и местные жители, чтобы совершить восхождение на самое популярное место Полярного Урала — ледник Романтиков. Сонное раннее утро, участники предвкушают восхождении на горную жемчужину. Кто-то делится своим богатым опытом путешествий по Ямалу, кто-то заводит новые знакомства.

Время 06:30. Туристов посадили в автобусы. Редактор дал мне задание написать репортаж, поэтому пришлось выехать чуть раньше, вместе с организаторами. От Салехарда до Харпа добираться около двух часов. Поскольку ехать нужно было через Лабытнанги, автобусы переправили на пароме. Для местных жителей это обычное дело, для меня подобное путешествие было в новинку.

Уже за мостом через Собь начались горы Полярного Урала. Вид из окна автобуса открывался изумительный. Старые горные массивы завораживали своей величественностью. Не было желания фотографировать, хотелось неотрывно разглядывать каждую гору, каждое облако, перекрывавшее вершины.

На стартовой точке маршрута у нас было время остаться наедине с природой – побродить по окрестностям, поесть сладкой голубики, которой заросло все поле у подножия горы. Некоторые туристы с удовольствием и даже жадностью начали собирать ягоды в пакеты, термосы, кружки. Правильно: перед таким долгим походом нужно подкрепиться.

Организаторы пригласили участников к импровизированной сцене на зарядку. Стоит размяться, чтобы комфортно чувствовать себя в непривычных походных условиях и радоваться пейзажам, а не страдать от растяжения мышц.

Кое-кто из участников взял с собой четвероногих питомцев. Это мне казалось немного нелепым, ведь маленькие ручные собаки, как я думала, вряд ли приспособлены к подобным маршрутам. Мое предположение оказалось неверно: по горам они бегали впереди не поспевающих за ними хозяев.

Перед восхождением на ледник стоит сделать зарядку, чтобы комфортно почувствовать себя в нерпивычных условиях

Наконец пошли на старт. Сразу же начался крутой подъем. С непривычки я в первые же 15 минут очень устала, даже хотелось вернуться обратно и ждать у подножия завершения тура. Но, собравшись, все же продолжила путь.

Еще не вершина, но уже открываются просторы. Вдалеке виднеется извилистая дорога, внизу словно пропасть, а прямо перед тобой – массивная Черная гора. Было пасмурно, в какой-то момент начал накрапывать небольшой дождь. Зачем я брала с собой солнцезащитный крем и темные очки?

Безопасную тропу везде промаркировали, чтобы восхождение к леднику могли совершать и туристы-любители без сопровождения. Спустя некоторое время наша группа дошла до столба с отметкой 3,9 км. Это значит, что мы прошли всего 1,1 км.

Этот участок пути был сплошным подъемом и, пожалуй, самой сложной частью маршрута. Пока я бодро шагала по тропинке, часто слышала: «Тяжело», «Может, отдохнем?», «Надо попить воды». Погода нас не баловала – то дождь, то сильные порывы ветра, то из-за туч снова выходило солнце. Но за все время пути к нам не привязались ни мошкара, ни гнус.

Преодолев одну гору, мы начали восходить на другую, усеянную огромными валунами. Там нужно идти с особой осторожностью. Иногда нас поджидали «живые камни», неустойчивые и выскальзывающие из-под ног. Вышло солнце, стало уютнее, но немного жарко, а холодный ветер не позволял снять с себя ветровку. До жемчужины Полярного Урала – ледника Романтиков оставалось около 700 метров. Поход через глыбы казался вечным… Мгновение, и я увидела маленький ледяной кусочек. Схватив смартфон, начала вещание: еще немного – и ледник откроется.

Ледник Романтиков находится на южном склоне горного массива Рай-Из на левом борту долины реки Енга-Ю. Высота всего 800 метров над уровнем моря, это делает его посещение доступным для всех.

Популярное место Полярного Урала — ледник Романтиков

Ледник Романтиков – самое популярное место Полярного Урала – находится на южном склоне горного массива Рай-Из на левом борту долины реки Енга-Ю. Высота всего 800 метров над уровнем моря, это делает его посещение доступным для всех.

Ледник Романтиков с каждым годом становится меньше, в ближайшем будущем вместо него останется только озеро

Погода решила устроить нам еще один сюрприз: у снежного массива и так было довольно прохладно, а тут снова пошел дождь. Казалось, что под ним туристы «таяли» вместе с ледником. Я настолько была увлечена суровой красотой Севера, что надела дождевик только после того, как вся промокла. Чтобы согреться, участники тура достали термосы с горячим чаем, устроили перекус. А кто-то и вовсе всю дорогу нес большой арбуз. Лакомиться сочной сладкой мякотью рядом с холодным ледником – еще одно удовольствие.

Под огромными валунами течет вода от тающего ледника. Несмотря на осторожность, кто-то упал и промочил ботинки. Спасла запасная обувь.

В августе прошлого года на ледник пошли 200 туристов. Заявок оказалось гораздо больше, чем ожидали организаторы. Восхождение к леднику проводили уже второй раз за год. В одну сторону маршрут занял около трех часов – мы преодолели расстояние в пять километров. Обратно группа шла по укороченному, но не менее красивому пути. Я то и дело спотыкалась, горы словно не хотели отпускать.

– Число туристов растет. Очень радует, что появилась дорога из Надыма до Салехарда, постоянными участниками восхождений становятся жители Надым и Нового Уренгоя. Сегодня не проблема добраться до Салехарда на машине, чтобы организованно отправиться в тур. Вчера к нам присоединился участник из Москвы, – рассказал корреспонденту «Ямал-Медиа» директор агентства по развитию регионального туризма Павел Хромов.

На обратном пути, уже на финишной прямой, я снова наткнулась на поле, заросшее голубикой. Какая она вкусная и сладкая! Наелась до полного пресыщения – руки все фиолетовые. Как назло, выбрала неверный маршрут, и пришлось идти прямо по ягодам. Весь путь был усеян каменными глыбами вперемешку с моховыми кочками.

Уже на финише разговорилась с поэтессой Татьяной. Она делала вторую за день разминку – после восхождения.

– Когда я сюда приехала, подумала, что это сон наяву. Ощущение до дрожи. Я всю жизнь в Салехарде прожила и дальше Харпа не выезжала, это первый выход в наши горы. Слова даже поэту сложно подобрать: эмоции переполняют, — призналась она.

Многие уезжали от ледника с грустью. Может потому, что летом он особенно живописен: яркое солнце растапливает льды, солнечный свет придает воде сказочный лазурный цвет, и из сказки не хочется возвращаться в реальность. Грустно и то, что ледник Романтиков с каждым годом из-за климатических изменений становится меньше. В ближайшем будущем ледяная глыба оставит после себя только чистейшее лазурное озеро...

Вторую часть истории вы можете прочитать здесь:

Частичка жизни под полярной звездой. Часть 2.