Сердце северных гор – по килограмму впечатлений в тротиловом эквиваленте
Когда я учился в начальной школе, папа повесил на стену над моей кроватью карту достопримечательностей Свердловской области. "Крыша" области – гора Конжаковский камень – сразу привлекла мое внимание, я долгие годы мечтал ее посетить (даже когда не ходил ни в какие походы). Шли годы, и в 2019 я предложил друзьям съездить на Конжак. К сожалению, за пару дней до начала похода я приболел. В 2020 организованные походы из-за карантина массово отменялись. Наконец летом 2021 года вместе со старшим сыном съездили туда с группой из Екатеринбурга.
Пейзажи как во «Властелине колец»
В нашей группе, состоящей из 20 человек, был очень разный уровень подготовки – физической и туристической: по приезде на базу уже в темноте помог двум мужикам поставить каркасную палатку (утром узнал, что они не разобрались с застежками и ночью подверглись атаке комаров). Неприятно удивило, что народ особо не стремился участвовать в общих работах (приготовить завтрак на костре и т. д.).
Вахтовкой нашу группу забрасывают наверх – к карьеру. Впереди нас едет еще одна машина с группой из восьми человек. Грунтовая дорога петляет по склонам. Пешком пришлось бы идти 3,5-4 часа. Периодически открываются завораживающие виды на горы, долины, каменные гряды. Дима (сын) заметил, что некоторые пейзажи напоминают вторую часть "Властелина колец" – степи Рохана.
И вот мы у карьера, там кипит работа: добывают дуниты – платиносодержащие руды. Кто-то умывается из ручья. Я замечаю, что вода в этом ручье, вне всякого сомнения, обеззаражена платиной. Водитель вахтовки выступает в качестве проводника. Вдвоем с проводником из второй группы они обмениваются дежурными шутками по рации: «Зачем тебе столько женщин в группе? У тебя же четыре жены! И это только официально зарегистрированные». Во второй группе одна из женщин почти сразу отказывается от подъема и возвращается к машине. Через некоторое время после начала подъема к ней присоединяется вторая.
По марафонской трассе, отмеченной вешками с яркими желтыми и красными флажками, начинаем подъем. Мы с Димой очень быстро оказываемся во главе нашей группы – сразу за проводником. Каждые 20 минут передаем друг другу наш рюкзак (дождевики, вода, компас, кофты, пластырь, эластичный бинт, шоколад). На каждом марафонском километре делаем остановку и ждем отстающих. Горные луга быстро заканчиваются, и мы продолжаем подъем по курумникам (камни). Над нами чистое небо, жара, идем в футболках. Вокруг – неописуемая красота: горы Серебрянка и Косьва, видны ближайшие поселки, периодически из-за стен, идущих вдалеке пока что дождей виден ГУХ (Главный уральский хребет). Сказка!
Вершина Конжаковского камня
Вот и исполнилась детская мечта – прошло всего ничего, 34-35 лет. На "крыше" Среднего Урала (1569 м) очень сильный ветер, надеваем куртки. Дожидаемся своей очереди сфотографироваться на вершине и залезаем на скалу. Ветер вышибает не только слезы из глаз, но и из носа начинает течь. Начинают подниматься наши – взошли в итоге все. Мы отходим от вершины, находим в камнях укрытие от ветра и перекусываем шоколадом. Вокруг масса каменных пирамидок (туров), строим свою, отличающуюся по архитектуре.
Приближается туча, проводник рекомендует спускаться. С первыми же каплями надеваем дождевики. Спускаться сложнее: в дождевике жарко, камни становятся скользкими, полы плаща на ветру периодически закрывают место приземления после следующего шага. На спуске трижды надевали дождевики и трижды снимали.
Пока внизу ждали основную группу, сходили к Иовскому провалу (грандиозный вид) и озеру Геологов (совершенно не впечатлило). Горный луг тут и там прорезают следы внедорожников и квадроциклов.
Группа собралась, и мы организовываем перекус. Вдруг раздается вопрос: "А где Аркадий, высокий такой, в черной футболке?" И это лучший вопрос похода! Проводник с рацией уходит «влево» от вершины. Я предлагаю наблюдать вкруговую, интересуюсь насчет бинокля – ни у кого нет. Всматриваемся в склон – бесполезно: склон пятнистый, черно-серо-зеленый. Не различить на его фоне человека в черной одежде и с черным рюкзаком (мой выбор – яркий красно-желтый).
С сыном идем «вправо» от вершины – к карьеру. Осматриваем территорию по обеим сторонам от дороги. Всё, карьер, дальше проход запрещен. Вдруг видим, как наши машут нам руками, и возвращаемся. Водителю передали по радио, что Аркадий вышел с другой стороны карьера и идет к нам. Все облегченно выдохнули. Через 20 минут пришел смущенный Аркадий: он замешкался, надевая дождевик, отстал от группы, в дожде потерял тропу, тучи закрыли соседние горы, и он лишился ориентиров. Отклонился от маршрута, потом распогодилось, и он увидел карьер.
Ладно, грузимся в вахтовку и 10-15 минут спускаемся к подножию Серебрянского камня. До вершины (1305 м) здесь идти значительно ближе, но подъем значительно круче, и по курумникам придется топать с самого начала. Предлагаю организатору Наталье назначить троих дежурных присматривать за Аркадием. Она обещает идти замыкающей и регулярно всех пересчитывает. Поднимаемся менее часа, жарит солнце, ноги устали с непривычки еще после первой вершины, «дыхалка» уже тоже устала.
Вершина Серебрянского камня
Метров за 70-100 до вершины проводник остается всех ждать и показывает нам с сыном примерный путь наверх. Кажется, что склон почти вертикальный, по камням петляет узкая тропинка. Вот и финал штурма: мы на вершине Серебрянки. Тут жара почти мгновенно сменяется холодом – пальцы быстро зябнут, надеваем кофты и дождевики. Снимаю на видео цепляющуюся за гребень дождевую тучу, принесшую холодный воздух и дождь.
Снизу наши кричат, спрашивая дорогу. Перекрикиваем ветер и машем руками в сторону тропинки. Мы уже замерзли, предупреждаем гида и вдвоем спускаемся пониже погреться. Съедаем по шоколадному батончику, у нас режим «одна вершина – один батончик». Строим ажурную 2-этажную пирамидку-дольмен, снова фотографируемся. Находим кусты голубики, но, во-первых, спелых ягод еще мало, а, во-вторых, наслаждаться ими мешает очередной дождь. Спускаться по мокрым камням очень скользко, да, и усталость берет свое.
Дождь стихает, и мы успеваем у вахтовки подсушить наши дождевики в ожидании группы (да, есть у нас такой пунктик – всё мокрое сушить при первой же возможности). Потом было возвращение на базу, приготовленный на костре ужин, сильный дождь, баня и крепкий сон под шум капель по тенту.
И была ночь (дождливая). И был день (солнечный) – с просушкой палаток и вещей, переходом вброд реки Лобвы, подъемом на Черный камень, потрясающим видом со стороны на Конжаковский и Серебрянский камни, а также – на Казанский и Васильевский, шестичасовая поездка на автобусе, отзывающиеся на каждый шаг болью мышцы, по килограмму впечатлений в тротиловом эквиваленте и новая мечта – познакомить с Конжаком и его окрестностями других членов семьи, а может, даже забраться куда-то севернее.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.