Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

13.01.2024 09:18 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Кентавры, распятые гиганты и сердце Христа – всё вышло из «Древа жизни»

Автор: Светлана Гришина

Сегодня каких только музеев не встретишь по стране. И музей ложки, и музей мышки. Но, наверное, больше всего музеев посвящено разным людям, знаменитым на весь мир и не очень. Екатеринбург в этом случае не исключение. В старинном особняке XIX века, построенном в стиле позднего классицизма (ул. Добролюбова, 14), когда-то принадлежавшем мещанке Ульяне Онисимовне Петелиной, разместился музей Эрнста Неизвестного, уроженца Свердловска. В мире существуют всего два музея, посвященных этому талантливому скульптору и художнику. Один из них – у нас, другой – в Швеции, называется "Древо жизни".

Гражданин мира родился в Свердловск

Эрнст Иосифович Неизвестный родился в Свердловске 9 апреля 1925 года в семье врача Иосифа Неизвестного и поэтессы Беллы Дижур. В детстве и юности ему приходилось скрывать свое происхождение, поскольку его отец был белогвардейцем, а дед, Моисей Неизвестнов, – некогда богатым купцом.

В 1939 году юноша поступил в Ленинградскую художественную школу при Академии художеств. В 1942 ушел добровольцем на Великую Отечественную, несмотря на слабое здоровье. Во время боев был тяжело ранен – сослуживцы даже посчитали, что он умер. Но в подвале, где хранили тела перед погребением, Неизвестный пришел в себя: ранение оказалось несмертельным. Однако Эрнста Неизвестного по ошибке наградили орденом Отечественной войны II степени посмертно. После ранения он с трудом передвигался на костылях, больше года не мог ваять. Некоторое время после войны он преподавал черчение в военном училище в Свердловске.

В 1946 году Неизвестный поступил в Академию художеств в Риге, а через год – сразу в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова и на философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Дипломную работу Эрнста Неизвестного – скульптуру «Строитель Кремля Федор Конь» – купил Русский музей.

Уже в эти годы у скульптора появились и первые проблемы с цензорами: экспериментальные и неофициальные вещи приходилось прятать.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов Неизвестный создал цикл «Война – это…» и «Роботы и полуроботы», скульптурные композиции «Атомный взрыв», «Усилие».

В 1962 году в Манеже прошла знаменитая выставка, посвященная 30-летию Московского отделения Союза художников. Вместе с опытными соцреалистами свои работы представили молодые авангардисты студии Элия Белютина «Новая реальность», а с ними и Эрнст Неизвестный. 1 декабря выставку посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Глава государства оказался не готов оценить новое искусство. Он был в гневе: ругал и экспонаты, и их авторов. Работы Эрнста Неизвестного он называл «дегенеративным искусством». Эрнсту Неизвестному пришлось защищать и свои произведения, и работы молодых коллег.

Переубедить Хрущева ему не удалось. С выставкой 1962 года закончилась оттепель в советском искусстве. Неизвестного исключили из Союза художников. Пока страной руководил Никита Хрущев, Эрнст Неизвестный не получил ни одного государственного заказа. Но после смерти бывшего генсека его семья обратилась именно к Неизвестному с просьбой изготовить надгробие. Идея памятника родилась почти сразу. Им стала композиция из глыб белого и черного мрамора – олицетворение неоднозначной личности правителя.

Новая власть была благосклонней. В 1960-е годы Эрнсту Неизвестному разрешили выполнить крупный проект – 150-метровый рельеф «Монумент Дружбы детей мира» в лагере «Артек».

В 1970 г. в Москве опубликован роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Эрнста Неизвестного.

В 1976 году Неизвестный покинул Советский Союз. Его жена, художница-керамистка Дина Мухина, с дочерью Ольгой не поехала с ним. За рубежом его уже знали – до эмиграции скульптор проводил в Европе свои персональные выставки. Первой страной, куда перебрался скульптор, стала Швейцария. В Цюрихе Неизвестный прожил меньше года, потом переехал в Нью-Йорк.

С начала 1990-х годов Эрнст Неизвестный стал часто бывать в России.

В 2004 году в фойе пешеходного моста «Багратион» в Москве установили «Древо жизни» – главную скульптуру Неизвестного, над которой он работал больше 40 лет.

Главный герой творчества Эрнста Неизвестного – человек. Мятущийся, страдающий, преодолевающий себя. Недаром один из любимых символов в творчестве Неизвестного – распятие. Этот мятущийся человек – кентавр (к слову, кентавр – любимый, сквозной для художника образ), гибрид духовного и природного начал, находящийся в постоянном поиске, борьбе с самим собой и внутреннем изменении. Этот человек – греческий Орфей, символ творчества, чье изображение, отлитое в бронзе, стало главной наградой российского телевизионного конкурса «ТЭФИ».

В Екатеринбурге установлен бронзовый мемориал работы Неизвестного «Маски Скорби: Европа – Азия» (12-й километр Московского тракта) на месте массового захоронения жертв политических репрессий. Открыт 20 ноября 2017 года. Это второй из трех монументов «Треугольника скорби». Два других должны были быть возведены в Магадане (установлен в 1996 году) и в Воркуте (не установлен).

В последние годы жизни Неизвестный тяжело болел, почти ослеп и не работал, но время от времени зарисовывал свои идеи на ватмане при помощи специального оптического устройства. Похоронен Эрнст Неизвестный на городском кладбище острова Шелтер в США.

Пять залов – пять страниц творчества

Наш музей открылся 9 апреля 2013 года. В музее 5 залов постоянной экспозиции и выставочный зал.

Зал 1 «Эрнст Неизвестный. Гражданин мира»

В основном зале – всё, что относится к появлению Неизвестных на Урале: экспозиции расскажут о маме художника, детской писательнице, поэтессе Белле Дижур, и об отце, Иосифе Неизвестном, который был детским врачом, отоларингологом.

На экране телевизора в формате non-stop идет демонстрация фильма об Э. Неизвестном «Бронзовый век Э. Неизвестного».

Зал 2 «Эрнст Неизвестный. Философия творчества»

Сердце Христа

Главным экспонатом зала стала бронзовая скульптура Эрнста Неизвестного «Сердце Христа». Он создал ее в 1970-х годах. Тема креста является одной из главных тем мастера, она проходит через всё его творчество. Именно эта работа, подаренная мастером в 1980-х гг. Папе Римскому Иоанну Павлу II, находится в Ватикане. Накануне открытия музей в Екатеринбурге получил в дар от автора отливку этой скульптуры. Я не отношусь к поклонникам Неизвестного, но эта работа просто потрясает.

В зале можно будет увидеть литографии Эрнста Неизвестного «Сердце Христа» и «Распятие» 1980-х – 1990-х годов. Одна и та же тема – тема креста, распятия – воплощается художником одновременно и в скульптуре, и в графике, а позже в живописи.

Зал 3 «Творчество 1940-1960-х»

Кентавресса

«Кентавресса с ребенком» – самая крупная работа, имеющаяся в распоряжении музея. Она отлита в бронзе в 1963 г. В бронзовой отливке «Рука», выполненной Эрнстом Неизвестным в 1950-х гг., а также в работе «Человек-робот» начала 1960-х гг. ярко воплощена идея, занимавшая мастера в том периоде времени. В работе «Атомный взрыв» 1957 года мастер использует руки, как символ человека вообще. Его руки страдают, умирают, приветствуют, борются, даже разлетаются в разные стороны вместе с лицами как от взрыва. В зале представлены также известные работы Эрнста Неизвестного из цикла «Война – это…» начала 1960-х гг. «Шаг» и «Раненый солдат». В скульптуре «Два лица», выполненной в 1962 г., отразились переживания мастера, перенесшего тяжелое потрясение от общения с первым лицом государства во время известной выставки в Манеже, и его разочарование в политической элите страны, не желавшей понять искусство.

Атомный взрыв

Зал 4 «Творчество в первой половине 1970-х»

Среди ярких работ Э. Неизвестного первой половины 1970-х годов – скульптура «Распятый гигант». Тема креста, распятия, жертвоприношения становится для художника особенно привлекательной в то время, когда ему было особенно тяжело и с большим трудом удавалось сохранить собственное лицо в борьбе за свободу творчества.

В музее 22 работы, подаренные автором, 4 офорта поступили в дар от художника В. М. Воловича. В музее можно познакомиться с книжными иллюстрациями Эрнста Неизвестного – как через реальные издания, так и с виртуальной, довольно полной подборкой гравюр. На интерактивной панели можно увидеть монументальные и мемориальные произведения мастера первой половины 1970-х годов.

Зал 5 «Творчество второй половины 1970-2000-х»

Среди скульптур, созданных в период его жизни на Западе – в США, несколько фигур кентавров. Среди них – Кентавр указующий». В позднем периоде своего творчества Эрнст Неизвестный продолжает работать над темами, которыми он заинтересовался еще в юности – он черпает их из мировой мифологии, древнегреческих мифов и библейских сюжетов, в экспозиции представлены такие работы, как «Похищение Европы», «Минотавр женщина», «Экус», «Адам», «Сатир» и другие.

Обязательно посетите этот музей, даже если скульптуры мастера вам непонятны, ведь то, что вы увидите – уникально.

В публикации использованы сайты:

  • https://www.culture.ru/persons/8994/ernst-neizvestnyi
  • https://en-artmuseum.ru/
  • https://xn-----8kca8cc4agt0f.xn--p1ai/places/detail/muzey-ernsta-neizvestnogo/

Фото с сайтов

  • https://ar2.datastack.ru/ru/subject/kentavressa-s-rebyonkom
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ekaterinburg/museum/15264
  • https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/ernst-iosifovich-neizvestnyj-biografiya-neizvestnogo proza.ru

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

18