Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

22.09.2023 15:37 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Выйти за границы и обогнуть земной шар

Автор: Светлана Гришина
Главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Россия – большая страна, и во многом своими размерами она обязана великим русским путешественникам и мореплавателям, многие из которых посвятили всю свою жизнь исследованиям новых земель. И не только на территории современной России.

20 сентября исполняется 245 лет со дня рождения Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-1852), русского мореплавателя, открывателя Антарктиды. Прекрасный повод вспомнить о нем и других русских мореплавателях. Русское географическое общество выпустило целую серию прекрасно иллюстрированных книг «Великие русские путешественники». Вот о них и поговорим.

Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов, возглавляемая Фаддеем Беллинсгаузеном, участником первого российского кругосветного плавания под руководством Ивана Крузенштерна, и Михаила Лазарева, военного адмирала, в воды Южного океана имела целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды. Инструкция Адмиралтейского департамента предписывала мореплавателям «производить полезные для наук наблюдения», метеорологические, океанографические и магнитные, изучать льды, айсберги, течения, температуры и солености морской воды на различных глубинах, собирать для Академии этнографические, ботанические, зоологические, минералогические коллекции.

Под командованием Беллинсгаузена находился шлюп «Восток», а Лазарева — шлюп «Мирный», численность команды достигала 190 человек. Из-за чрезвычайной поспешности снаряжения (императорский указ вышел 15 марта, отплыли 4 июля 1819 года) не удалось собрать научного отряда, и практически все научные наблюдения как в области географии, так и этнографии и естествознания осуществляли офицеры и единственный ученый на борту — экстраординарный профессор Казанского университета Иван Симонов. Для фиксации событий, ландшафтов открытых островов и биологических видов был взят академик живописи Павел Михайлов, снятые им виды Южных Шетландских островов использовались в английских лоциях даже в 1940-е годы.

Русская антарктическая экспедиция завершилась полным успехом, став второй (после Джеймса Кука), которая обошла всю Антарктику. Из 751 дня экспедиции 527 были проведены под парусами; общая протяженность маршрута составила 49 860 морских миль. К берегам Антарктиды команда подходила 9 раз, в том числе четырежды на расстояние 3-15 км. На карту Антарктики было нанесено 28 объектов, обнаружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках. Как проходила эта экспедиция, можно прочитать в книге Фаддея Беллинсгаузена. «Открытие Антарктиды» (16+) – это подробный путевой дневник, который вел выдающийся флотоводец. А именами шлюпов «Восток» и «Мирный» названы российские антарктические станции.

Второй руководитель экспедиции Михаил Петрович Лазарев тоже оставил свои воспоминания об этом мореплавании, и не только о нем. Он трижды был в кругосветных путешествиях. О них – в его книге «Три кругосветных путешествия» (16+). Представленные документы, свидетельства самого Лазарева и его современников, участников экспедиций, не просто фиксируют события и открытия – они, как и сотни иллюстраций (многие из которых были сделаны непосредственно в ходе плаваний), дают возможность читателю погрузиться в атмосферу прошлого, во времена великих географических открытий.

Еще один русский мореплаватель – Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Первыми российскими кораблями, которые обогнули земной шар, стали «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенантов Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. У дипломатической экспедиции было столько желающих записаться в экипаж, что, по словам Крузенштерна, он «мог бы укомплектовать многие и большие корабли отобранными матросами». 26 июля 1803 года шлюпы покинули Кронштадт, а спустя четыре месяца корабли под Андреевским флагом впервые в истории пересекли экватор.

Книга Ивана Крузенштерна «Путешествие вокруг света на кораблях «Надежда» и «Нева» стала одним из самых ярких литературных свидетельств золотого века Русского флота. Его записки в настоящее время изданы под названием «Первое российское плавание вокруг света» (16+). Во время плавания «Надежды» и «Невы» был собран такой огромный астрономический, географический и этнографический материал, что он не до конца изучен и сегодня. Особенно любопытны описания быта и нравов «дикарей» и рассказы о Камчатке и Японии. Любопытный факт: Крузенштерн и Лисянский произвели на жителей Страны восходящего солнца такое впечатление, что стали персонажами японских гравюр. Крузенштерн подробно описал остановку на острове Нукагива в Тихом океане: «Едва только бросили мы первый якорь, вдруг окружили корабль наш несколько сот островитян вплавь, предлагавших нам в мену кокосы, плоды хлебного дерева и бананы… За кусок обруча давали они обыкновенно по пяти кокосов или по три и по четыре плода хлебного дерева. Ножи и топоры были для них еще драгоценнее».

8 октября 1804 года корабль Крузенштерна уже был в Нагасаки, где почти семь месяцев пришлось ждать разрешения на переговоры с японскими властями. Позже «Надежда» подошла к Сахалину, где путешественники нанесли на карту восточный берег острова, а Крузенштерн описал коренных жителей — айнов. Экспедиция открыла несколько островов и проливов Курильской гряды и обогнула Африку. Плавание продолжалось 3 года 12 дней. Заслуги И. Ф. Крузенштерна высоко оценило мировое научное сообщество: его труд был издан на русском, немецком, английском, французском, итальянском, голландском, шведском и датском языках. Моряк-исследователь стал членом не только Российской, но и Шведской академии наук. Всемирно признанный мореплаватель, обладавший непререкаемым авторитетом в российском научном мире, стал одним из инициаторов создания в 1845 году Русского географического общества.

Имя Отто Евстафьевича Коцебу, (1788-1846) менее известно, но его заслуги огромны. Две кругосветные экспедиции, проходившие под его руководством, стерли с карты Земли множество белых пятен: были открыты несколько архипелагов, сотни больших и малых островов, сделаны тысячи ценнейших научных измерений, выполнены зарисовки обитателей тех далеких земель, куда проникла российская экспедиция, собрана огромная коллекция заморских диковинок. Коцебу оставил потомкам подробное описание открытий, трудностей, опасностей и приключений, которые выпали на долю экипажей его суден за годы кругосветных походов… Вы можете об этом узнать из его книги «Путешествия вокруг света» (16+).

Адмирал Степан Осипович Макаров, (1848-1904) – единственный из российских флотоводцев, которому довелось послужить на всех четырех флотах империи – Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном (который он, по сути, и создал). В свое первое плавание он вышел в 12 лет – и 43 года жизни, до самой своей героической гибели, посвятил российскому флоту. Вот самое краткое перечисление его достижений. Он создал теорию непотопляемости и живучести корабля – и внедрил ее в практику, предложив делать дно и борта кораблей двойными и разделять корпус судна на водонепроницаемые отсеки. Изобрел пластырь для заделывания пробоин, бронебойный колпачок-наконечник для снарядов и русскую семафорную азбуку. Первым на русском флоте применил в бою самодвижущиеся торпеды. Совершив кругосветное плавание, опубликовал двухтомный труд «„Витязь“ и Тихий океан», который принес ему мировую славу ученого-океанографа, премию Российской Академии наук и золотую медаль Русского географического общества. Суровый, закаленный в боях и походах адмирал был мечтателем и романтиком. И главной его идеей, великой мечтой было достижение Северного полюса на ледоколе. «К Северному полюсу – напролом» – так называлась лекция, с которой он выступил в 1897 году в Русском Императорском географическом обществе. Мечта, которая осуществилась только 80 лет спустя, когда Северного полюса достиг атомный ледокол «Арктика». Но начало было положено этим выступлением и любимым детищем адмирала: первым в мире ледоколом арктического класса «Ермак». «„Ермак“ во льдах» (16+) – рассказ о ледовых рейсах. В своей знаменитой книге неутомимый мореплаватель, крупный ученый-океанограф, талантливый изобретатель и незаурядный писатель рассказывает о своем любимом корабле. Сотни старинных фотографий, рисунков, карт и схем позволяют увидеть все то, о чем пишет автор.

Это только малое количество книг из серии «Великие русские путешественники». На счету этих удивительных людей – путешествия по Сибири и Ледовитому морю, в Китай и Новую Гвинею, создание Русской Америки и многое другое. Так что есть что почитать!

В публикации использованы материалы сайтов

  • https://www.rgo.ru/ru/article/seriya-knig-velikie-russkie-puteshestvenniki
  • https://ru.wikipedia.org/

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

11