Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

15.07.2021 09:48 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Разделать под орех

Автор: Юлия Власова
студентка 3 курса института журналистики УрФУ

Беларусь – Ханты-Мансийск – Берёзовский

Если бы в речное училище брали с 15 лет, судьба Александра Воропаева могла сложиться совсем иначе: ходил бы по рекам и морям штурманом или механиком. Но поскольку документы у выпускника школы-восьмилетки не взяли, предложив прийти через год, пришлось задуматься о другой профессии. И тут уже выручили крестьянская смекалка и сноровка.

Юный белорус, приехавший к двоюродным братьям в Ханты-Мансийск из небольшого села под Оршей, чтобы не терять свободный от учебы год, пошел работать грузчиком в районный потребительский союз: разгружал теплоходы, самоходки, баржи. Начальство не помышляло делать скидку на возраст – вчерашнему школьнику давали работу не легче, чем сотрудникам постарше. Юноша развозил в кафе и рестораны пиво, газированную воду и многое другое. Он успел поработать и в совхозе. «Я ж деревенский пацан. С лошадьми умел обращаться», – говорит Александр Сергеевич. Было это в 1961 году.

В Северной Осетии, в городе Орджоникидзе, где жила еще одна родственница, он поступил в профессионально-техническое училище, отучившись, получил специальность столяра-краснодеревщика. Из училища будущий специалист вышел с четвертым разрядом и попал по распределению на мебельную фабрику «Казбек», все в той же Северной Осетии.

В 18 лет наш герой поехал в отпуск в родную Беларусь и остался там. Перед тем как жениться, успел отслужить три года в армии в строительных войсках. Сняв военную форму, Воропаев всю жизнь работал с деревом, не изменяя своей профессии. В Берёзовский приехал в 1975 году, устроился на работу в БСУ и с тех пор считает себя местным жителем.

Мы строили-строили и наконец построили!

– В 1988 году меня отправили в командировку на Белоярскую атомную станцию в столярный цех. Работы там было много, а рук не хватало, поэтому мастеров собирали по разным предприятиям из разных городов, на АЭС приезжали даже из Сургута. Я отдал справку из БСУ о заработной плате начальнику цеха, он был поражен: «Ты что, с крайнего Севера приехал? У нас смена 5-6 рублей, а у тебя 16!», – вспоминает ветеран Березовского строительного управления.

Ничего удивительного в такой разнице не было, считает Воропаев: кто как работал в то время, тот так и получал. А наш герой во время той командировки стремился не только заработать, но и выкроить время , чтобы видеться с семьей: работал по полторы смены, на выходные ездил в Берёзовский.

Как-то Воропаеву пришлось столкнуться на одном объекте с коллегами из СУ-33. С прохладцей работают, отметил он про себя, в таком случае нечего пенять на маленькую зарплату. Березовчанам же сидеть без дела и жаловаться на безденежье не приходилось: работы было непочатый край. В родном городе в 70-е годы и начале 80-х многоквартирные дома росли как грибы после дождя. В летопись Березовского строительного управления вписаны: здание администрации на Театральной, здание терапевтического корпуса и противотуберкулезного диспансера на территории Больничного городка, семиэтажная поликлиника и дома на Шиловской, Гагарина, Брусницына, красный уголок на Толбухина, а также бассейн и здание Сбербанка в Новоберезовском микрорайоне, многоквартирный дом в Монетном и трехэтажный дом в Сарапулке. Поскольку все квартиры сдавались с чистовой отделкой, завершали объекты везде маляры и столяры-плотники.

Строители БСУ отстраивали дома не только в Берёзовском, рабочую силу вызывали и в близлежащие города. Так, бригада, в которой работал Воропаев, проводила отделку в новостройках и на промышленных объектах Каменска-Уральского, Заречного, Добрянки, Екатеринбурга. В уральской столице труд берёзовских мастеров вложен во внутреннюю отделку домов на Посадской, Колмогорова, Московской. Столяры и плотники БСУ отделывали спортзалы в Уральском государственном лесотехническом университете и университете путей сообщения.

Крестьянская закваска никогда не позволяла Воропаеву халтурить: если делать, то на совесть. Мастеру всегда было жалко, когда только-только постеленные полы и поставленные двери летели из квартир новоселов на свалку: народ ставил свое. В каких-то случаях это можно было понять: в начале 90-х качество материала стало хуже. Раньше претензий к половой доске, обналичке и плинтусу не было – доска из цеха в Заречном шла ровная, высушенная, с началом экономического кризиса в 90-е все изменилось. «Каким бы мастером на все руки ты ни был, если материал плохой, то ничего хорошего не выйдет!» – получив очередной бракованный материал, убеждал начальство наш герой.

Когда начали задерживать зарплату, Воропаев, тогда уже бригадир, ушел из БСУ в свободное плавание. Получалось неплохо: с 1994 работал на строительстве коттеджей в сборной бригаде. В 2000-м вернулся в родные стены и проработал в БСУ еще 9 лет.

В 75 жизнь только начинается

Выйдя на пенсию, свое ремесло не оставил: Александр Сергеевич за несколько лет самостоятельно, без посторонней помощи построил на своем дачном участке двухэтажный дом, баню, уютную беседку. Супруга, Галина Гавриловна, оказалась умелым садоводом. На своих шести сотках Воропаевы сделали грядки, поставили теплицу и парник. Каждый метр в саду прибран. «Галя, ну дай хоть одной травке вырасти!» – шутит иногда глава семейства, с удовольствием отмечая трудолюбие своей спутницы жизни.

Супруга, Галина Гавриловна, во всем поддерживает мужа и остается для него главной музой в жизни. В 2020 году пара отметила 50-летие совместной жизни. В этом году Воропаевы получили почетный знак «Совет да любовь».

Купленный на Карла Маркса в 1975 году старый дом на 13 лет стал надежным пристанищем для растущей семьи Воропаевых. Когда получили квартиру, решили перестроить старые пенаты. Новый дом, хотя и небольшой, но строился медленно, комната за комнатой – гостиная, кухня, веранда, второй этаж. Уже через несколько лет получился очень уютный и светлый дачный дом, в котором собирается вся семья Воропаевых.

– Здесь все сделано своими руками. Кроме меня никто ни одного гвоздя не забил, – гордо заявляет Александр Сергеевич.

В центре красуется печь, которую Воропаев-старший тоже выкладывал собственноручно. Из окна второго этажа открывается вид на ухоженный сад, аккуратные грядки и главную гордость строителя – беседку и баню, где доска к доске подогнана с ювелирной точностью.

Кроме столярного и плотницкого дела, Александр Сергеевич любит лес, прогулки по которому считает самым большим отдыхом. Грибник и ягодник, он хорошо ориентируется в лесу, а свои ягодные нахоженные места не скрывает. Говорит, что такие поляны есть в Становой, на горе Лиственной и в Лосином. Немного огорчает его тот факт, что черника нынче мелкая – сказывается жаркое засушливое лето. Юбиляр (Воропаев 14 июля отпразднует круглую дату) очень мобильный, и в свои 75 он может делать выбор между двумя видами транспорта: машиной и велосипедом. Бывает, что от квартиры на Птичьей горке до дачи на Карла Маркса он добирается на двухколесном друге. А что удивительного? Такой активный и позитивный пенсионер может себе сказать: в 75 лет жизнь только начинается!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

36