Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

08.12.2021 14:50 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Молодежь перекраивала жизнь под себя. У комсомольцев не было скидок на возраст и времени на селфи.

Автор: Татьяна Чечвий

Комсомольцы на восстановлении кирпичного завода. 1926 год

В архивных документах начала 1920-х годов постоянно попадаются упоминания о комсомольцах. О какой бы проблеме ни шла речь – голод, болезни, разруха, бандитизм, работа с детьми или помощь нуждающимся – самое деятельное участие в ее решении принимает комсомол. Что это были за люди и откуда появились они в Берёзовском заводе?

На фронт – с мечтой о красивой жизни

Первая попытка создать в Берёзовском заводе комсомольскую ячейку была предпринята еще в 1918 году. В один из майских дней на улицах появились объявления: «Сегодня в Народном доме состоится собрание молодежи – запись в социал-демократический союз молодежи». Вечером Народный дом был переполнен. В президиуме за столом сидели парень и девушка: первая уральская комсомолка Римма Юровская и березовчанин-комсомолец Михаил Варлаков. Они рассказывали о целях и задачах организации. В тот вечер в союз записались Александр Чубарков, Михаил Беспалов, Никифор Елькин, Порфирий Ананьев, Серафим Колупаев, Анатолий и Виктор Катаевы, Петр Корзухин и др. Так в Берёзовском появилась первая молодежная организация.

Просуществовала она недолго – до начала гражданской войны, которая поменяла все планы. Первая группа молодых комсомольцев из нашего города ушла в красногвардейский отряд на Дутовский фронт, вторая – на защиту подступов к Екатеринбургу, а третья – в составе железного батальона организованно отступала к Северному Уралу через Егоршино – Алапаевск – Нижний Тагил. Сам Михаил Варлаков, сын березовского горняка, в то время работал на екатеринбургском заводе «Ятес», с которого ушел вместе с другими рабочими защищать революцию. Дом №68 по улице Конторной (сейчас – улица Кирова), где проживала семья Варлаковых, находился под усиленным наблюдением белогвардейцев, но Михаил оказался неуловимым.

Когда Красная армия вновь вступила в Екатеринбург, ревком поручил Варлакову наладить работу на заводе «Ятес». Затем он был отозван в Екатеринбургский губернский комитет Рабоче-крестьянского союза молодежи (РКСМ). Требовалось восстанавливать и заново создавать комсомольские организации на Урале. Инструктора губкома РКСМ Варлакова можно было встретить в Кыштыме и Уфалее, Тагиле и Надеждинске, Красноуфимске и Егоршино, Ирбите и Туринске, Камышлове и Богдановиче, Баженове и Сысерти. Работал он самоотверженно и заслуженно пользовался у товарищей большим авторитетом. Но непосильная работа, плохое питание и одежда (зимой Михаил ходил в сапогах и демисезонном пальто) подорвали здоровье молодого комсомольского вожака, 7 января 1921 года Михаил Варлаков умер от тифа в екатеринбургском госпитале. Ему было 23 года…

Похороны и свадьбы без попов

Комсомол получил второе рождение 13 августа 1919 года: Михаил Варлаков с Марусей Жеребцовой создали Березовскую организацию РКСМ (Михаила избрали товарищем председателя Березовского комитета).

21 августа 1919 года был открыт клуб союза молодежи. Размещался он на ул. Февральской, 5. Клуб обставили добротной мебелью, развесили плакаты, открыли свою библиотеку. По вечерам коллективно читали книги, подолгу спорили, мечтали о красивой жизни.

В октябре 1919 года 29 из 59, т.е. половина состава комсомольской организации отправилась с оружием в руках защищать молодую Советскую республику. Вступая в комсомол, сразу же вступали и в ряды Красной армии. Семь раз члены Березовского союза молодежи проводили мобилизацию на фронты гражданской войны. Отправляли и в трудовую армию, восстанавливать железнодорожный транспорт. Да и в Берёзовском работы комсомольцам хватало.

О том, чем занимались комсомольцы начала 1920-х годов, можно узнать из воспоминаний одного из первых березовских комсомольцев Анатолия Катаева. «Занимались спортом, ломая привычки и традиции старого общества. После каждой тренировки к нашим матерям, как правило, приходили женщины и требовали прекратить «безобразия», дескать, как это они могут допускать то, что их сыновья «голыми» бегают там, около леса. Стыд и срам, грех на душу берут. Но комсомольцы были упорными. Самыми живучими оказались религиозные предрассудки. Борясь с ними, члены Союза проводили антирелигиозные вечера, похороны и свадьбы без попов. Комсомол явился также организатором театрального кружка».

Говоря современным языком, комсомольская работа велась в нескольких направлениях. Члены союза тренировались в строевой подготовке и стрельбе. Кроме военного дела развивали самодеятельность, ставили пьесы, создавали агитколлективы. Один из таких коллективов, «Синяя Блуза», как «живая газета» остро критиковал хулиганов и лодырей. Были сатирические агитки и на бытовые темы. «Синеблузники» пользовались большим авторитетом у березовчан.

Борьба с религией для комсомольцев тех лет была особенно важной темой. Антирелигиозная пропаганда сопровождалась диспутами, которые проходили в Народном доме, сейчас это школа №33. Комсомольцы предлагали закрыть церковь и передать ее под клуб. Во время пасхальной утренней службы члены союза собирались в Народном доме (здание школы, которое по вечерам превращалось в клуб) и приглашали к себе молодежь и взрослых, где читали доклад о Пасхе, после проводили спектакль или вечер самодеятельности, танцы.

Комсомол выступал и в роли современной трудовой комиссии. Рабочий контроль проверял договоры у тех, кто держал у себя работников, прислугу, домашних работниц, и требовал выполнения договора, заключенного между работодателем и государством (зажиточные люди должны были платить налоги). Также новая общественная организация требовала от работодателей давать работникам обязательный выходной день, обеспечивать их спецовками и своевременной зарплатой.

Свой кирпич в общее дело

После гражданской войны началось наступление на разруху. Летом 1921 года было принято решение восстановить кирпичный завод Коньшина, который после революции стоял без присмотра. Для этого предлагалось выделить 5 продуктовых пайков. Несмотря на то что решение было принято, но и через год дело с мертвой точки не сдвинулось. На восстановление кирпичного завода ушло несколько лет. В музее золота хранится фотография группы комсомольцев – участников субботника по восстановлению кирпичного завода, а сделана она была уже в 1926 году!

Питание у строителей новой жизни было скудным, не хватало самого необходимого: соли, керосина, спичек. Но, отработав тяжелую изнурительную смену на водоотливе или реконструкции шахты, комсомольцы шли на субботники по благоустройству, проводили занятия по ликбезу, ставили спектакли, организовывали спортивные мероприятия, распространяли займы индустриализации.

Постепенно в ряды комсомола вливалось все больше молодых ребят, и в 1924 году березовская ячейка насчитывала уже около 300 человек.

Пионерский отряд имени Карла Маркса

В начале июня 1924 года Березовский райком комсомола принял решение создать организацию юных пионеров. Первыми пионервожатыми стали 18-летний комсомолец Сергей Дуров и воспитательница детского дома Ира (Ираида) Черноскутова.

Решили начать с детского дома (он находился тогда в доме Рожкова, где сегодня военкомат). Опыта не было, новому делу учились буквально на ходу. Вожатые собрали воспитанников детдома и подробно рассказали им о пионерах. Сразу после собрания в отряд записалось 50 человек.

Из воспоминаний Сергея Александровича Дурова, опубликованных в «Берёзовском рабочем» в 1962 году:

«Мы с жаром взялись за работу. Сшили всем пионерские формы, сделали знамя, вручили значки. Первый отряд стал жить. Мы издавали стенную газету и занимались спортом, ставили пьесы и разучивали песни, ночевали в лесу у костра и проводили беседы на политические темы. Да мало ли было дел! И гордо шли пионеры по улицам Березовского, стройными рядами, под звуки горна и барабана. «Пионерский форпост» – так именовалась наша организация.

Популярность была завоевана – и мы решили создать второй отряд – из детей трудящихся. Но тут нам пришлось повоевать с родителями. Многих ребят не отпускали на сборы, репетиции, в походы. Но нас это не обескуражило. Мы собрали деньги, купили для всех формы, даже ботинки. А потом организовали ряд интересных дел. Постепенно родители изменили свои взгляды. Второй отряд тоже стал жить. Носил он имя Карла Маркса. Так начиналась история пионерии Березовского».

По большому счету, комсомольцы 1920-х годов во многом напоминали современных волонтеров (если не считать участия в боях гражданской войны, борьбы с бандитизмом и вооруженной охраны). Вот только идеологическая основа и политическая установка молодежной организации прошлого столетия были иными. Но это уже совсем другая история...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

17