Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

08.11.2017 13:58 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ЛЕС - ВСЕМУ ГОЛОВА. Спасет ли "деревянный" рубль экономику региона?

Автор: Лилия ЯНЧУРИНА
корреспондент

19 октября Уральский союз лесопромышленников – некоммерческое объединение работодателей, существующее уже 24 года и собравшее в свои ряды полсотни предприятий региона, на долю которых приходится 48 процентов всего объема отгруженной продукции лесопереработки в Свердловской области, провел в Монетном очередное отчетно-выборное собрание. Благодаря дате, ассоциативно вызвавшей в памяти «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен» из пушкинского стиха «19 октября 1825 года», мы настроились на вполне дружелюбную волну. И все же разговор бизнесменов, в котором участвовали представители областных министерств, департамента лесного хозяйства, АО «Российский экспортный центр», получился вполне деловым, в меру критичным и в целом конструктивным.

Собирают свой «съезд» лесопромышленники раз в четыре года, и вот уже второй раз подряд он проходит в Берёзовском. Замминистра промышленности и науки Свердловской области Игорь Зеленкин объяснил это тем, что территория БГО привлекательна для бизнеса, вот и крупные мебельщики положили на нее глаз, и местная власть относится к бизнесу доброжелательно. Однако лично у нас есть предположение, что медом (своим гостеприимством и радушием) мажет место Александр Николаенко, основатель группы компаний «Лесозавод», уже 11 лет дислоцирующейся в Монетном.

И все же не только его хлебосольство манит коллег в небольшой поселок: здесь есть что посмотреть и обсудить, ведь завод постоянно в поиске новых технологий и модернизации оборудования, благодаря чему производство стало практически безотходным. Не дает спокойно спать и конкуренция, заставляя все время расширять ассортимент продукции и выпускать не только основное изделие – опоры ЛЭП, но и многое другое, о чем А. Николаенко поделился с трибуны собрания. Проблемы, существующие в отрасли, как видим, не обошли стороной монетнинцев. Потому гостям на экскурсии по предприятию, прошедшей утром того же дня, было любопытно увидеть все воочию.

Безотходное производство: доходно и экологично

Мы уже рассказывали нашим читателям о монетнинском лесозаводе, который выпускает брус, железнодорожные шпалы, доску обрезную и необрезную, строительные поддоны нескольких видов, разные заготовки для мебельного производства и даже тротуарную плитку. Но визитная карточка компании – опоры ЛЭП и связи. У монетнинцев они особые: их век в два раза превышает срок службы железобетонных аналогов, по ГОСТу срок эксплуатации – 40-45 лет.

О секрете долговечности болотистого оттенка опор здесь обязательно скажут, но его не раскроют ни за какие деньги: технологическое ноу-хау – кормилец коллектива в 100 человек, 45 из которых – жители поселка.

Если в 2012 и 2013 годах завод выпускал по 42 тысячи опор ЛЭП, то в 2014-м – уже 62 тысячи. На этот год в портфеле заказов – 80 тысяч. Об оригинальных опорах лесозавода благодаря Интернету узнали аж на Дальнем Востоке, и недавно в регион ушла пробная партия: опоры погрузили в морские контейнеры, которые доехали по железной дороге до Владивостока, а там их перегрузили на суда и отправили в Магадан.

Технических мощностей завода хватит даже на 100-120 тысяч опор. Но на сегодня здесь мечтают выдать хотя бы половину: нет сырья! Из-за катаклизмов погоды нынче доступ в лес по непролазным дорогам был невозможен даже мощным лесовозам.

Не ожидая милости от природы, монетнинцы начали подготовку к аттестации производства: они намерены войти в систему ПАО «Россети» – оператора энергетических сетей России, чтобы получить возможность напрямую, без посредников, участвовать на рынке сбыта опор линий электропередачи. Это будет выгодно не только производителю, но и потребителю: цена на товар станет более «объективной». О том, что посредники – это ужасная палка в колеса, Александр Николаенко также скажет на «съезде». Он посетует и на то, что российским лесопереработчикам все время предлагают внедрить западные технологии, в то время как есть отечественные разработки, но им не дают хода…

Когда первоначальные объемы производства выросли, поднялись и горы отходов. Куда девать опил и стружку? Этот вопрос, остро стоящий перед каждым деревообрабатывающим предприятием малого и среднего бизнеса, заставил заводчан искать выход в течение нескольких лет. Часть отходов было решено использовать на производстве форт-блоков – строительных блоков на основе арболита. Материал обладает низкой теплопроводностью и высокой прочностью, позволяет возводить три этажа с бетонным перекрытием без дополнительного укрепления. А это существенно снижает стоимость здания. Для изготовления новой продукции пустили щепу, обработанную химдобавками для снятия кислотности, и с конвейера стали выходить малоразмерные блоки с высокой точностью геометрических форм.

Потом коллектив освоил из собственных стройматериалов производство крупноразмерных стеновых панелей «Фортстрой» и стал возводить дома, административные корпуса и целые коттеджные поселки. Причем двухэтажные здания площадью 146 «квадратов» собирают по принципу «Лего» за два дня. Особая гордость команды Николаенко – модульная система стропил для чердаков в комплекте со всеми деталями, а также угловые панели, сухие строительные смеси, которые по своей плотности идентичны плотности блоков и панелей.

Здесь не выбрасывают ничего: обрезь, дрова, низкосортный горбыль, щепу – все идет в дело, позволяя отходы производства сводить практически к нулю. Так, они стали приносить доходы и на выпуске по технологии Hardwood (твердая древесина, каменное дерево) заборных модулей. Их пропитывают тем же рабочим раствором, что и опоры, потом красят в цвета «кобра» и «фазан».

Дровами топится и один из котлов завода. А три года назад здесь пустили в эксплуатацию и второй котел, работающий на щепе. Сегодня автоматизированная котельная уже полностью обеспечивает производственные площади теплом и горячей водой, принося реальную экономию. Однако из-за дефицита деловой древесины сегодня катастрофически не хватает и щепы, потому здесь подумывают о резервном подключении котельной к природному газу: ситуация с голубым топливом в стране более надежна, чем с лесом…

Даешь дорогу лесной технике!

Как живется-можется лесопереработчикам сегодня? Что изменилось за последние четыре года в их работе? Чем им помог отраслевой союз? Ответить на эти вопросы взялся председатель Уральского союза лесопромышленников, ректор Уральского государственного лесотехнического университета, профессор Андрей Мехренцев. Он отметил, что сейчас актуальны темы глубокой переработки древесины, интенсивного ведения лесного хозяйства и внедрения уникальных технологий при режиме жесткой конкуренции на рынке. А вот многие проблемы, по мнению председателя, рождаются по милости дурного Лесного кодекса, перевернувшего с ног на голову принципы ведения лесозаготовки и переработки и опыт всех предыдущих поколений. Кодекс, несмотря на объективную необходимость, не меняется в корне, а только косметически трансформируется.

Не берет мир лесопереработчиков с железнодорожниками, которые постоянно повышают тарифы на перевозку грузов и до абсурда усложняют техусловия отгрузки сырья и товара. Но борьба с монополистом больше походит на сражение с ветряными мельницами. Высказал докладчик недовольство и по поводу «Платона» – системы взимания платы с грузовиков массой выше 12 тонн в счет возмещения вреда федеральным автодорогам.

– Мир сейчас открыт, – заметил Андрей Вениаминович, – приходилось видеть в Финляндии лесопоезда с разрешенным весом в 75 тонн, и тамошние дороги терпят такую нагрузку! В Словении при плюс 35 градусов на дорогах не образуется колейность. Давайте сделаем Свердловскую область уникальной по прочности дорог! И тогда по ним смогут курсировать полноценные автопоезда и не будет жаль денег на пресловутый «Платон»…

Более реальной выглядела идея Мехренцева об усилении роли школьных лесничеств в воспитании молодого поколения и подготовке будущих специалистов леса. Он не преминул спросить присутствовавшего на встрече главу Берёзовского Евгения Писцова, есть ли в Берёзовском такие лесничества? Получив от нашего мэра отрицательный ответ, добавил, что возьмет это на заметку.

Странная ситуация складывается по расчетным лесосекам – предельному годовому объему заготовки древесины рубками главного пользования в пределах определенной территории: они не осваиваются, создавая опасность лесных пожаров. Таких проблем много, и, по мнению Мехренцева, в департаменте лесного хозяйства кто-то должен курировать вопросы лесозаготовки.

Впрочем, за четыре года было немало достижений: докладчик привел примеры новых производств. В настоящее время номенклатура основных видов продукции лесопромышленного комплекса включает пиломатериалы, фанеру, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, бумагу и картон, обои, круглые лесоматериалы, древесные топливные гранулы (пеллеты), мебель, деревянные домокомплекты, ящичную тару, древесный уголь.

Ключевыми предприятиями отрасли стали «СВЕЗА Верхняя Синячиха», Туринский и Новолялинский целлюлозно-бумажные комбинаты, Тавдинский фанерно-плитный комбинат, «Аргус СФК», «Лестех», «Лесной Урал Сбыт», «Тура Лес», мебельные фабрики «КУПЕ» и «ОМЕТА».

Продукция уральцев вполне конкурентоспособна на западном рынке, но экспорт по сравнению с прошлым годом упал на два процента и достиг лишь 160 млн долларов, за десять лет он сократился на 40 млн долларов. Одна из причин – таможенные ограничения. Зато объем импорта растет: Финляндия поставляет в… Карелию пиловочный материал.

– Скоро и «кругляк» начнем покупать, – расстроено высказался Мехренцев.

А еще ректор УГЛТУ призвал к интенсификации лесного хозяйства: то, что поспело, должно быть срублено, а место рубки обновлено. И древесину необходимо использовать рационально, в том числе отходы. В связи с этим докладчик развернул тему биотоплива. Если на Западе потребитель выбирает самостоятельно энергоснабжающую компанию, голосуя за уголь, дерево, атом и так далее, то у нас такого права нет. Но надо помнить, что бионергетика бережет окружающую среду, а отходы деревопереработки – достойное ее сырье. Однако переход к бионергетике идет пока медленно и странно:

– Нам говорят: забирайте котельную и топите ее отходами. Но задача лесопромышленников – не топить, а обеспечить устойчивый поток биотоплива!

В целом, по мнению Андрея Вениаминовича, лесное хозяйство кормит экономику страны, и именно «деревянный рубль» поднимет ее на достойный уровень.

Игорь ЗЕЛЕНКИН, замминистра промышленности и науки Свердловской области:

– Леса уже сегодня не хватает, может, мы неправильно рассчитываем расчетные лесосеки? Или данные устарели? В целом вклад науки в лесное хозяйство представлен в докладе слабо. Экспорт леса можно увеличить в три раза в рамках существующего закона. Не прозвучало в выступлении председателя, сколько было проблем четыре года назад и сколько из них уже решены. Лесопереработка для Свердловской области – важнейшая отрасль экономики, ведь большинство предприятий находится в малых населенных пунктах, где дает работу местному населению и обеспечивает жизнь городов и поселков. Губернатор на пятилетнюю перспективу определил такие приоритеты, как создание новых современных высокотехнологичных производств, увеличение объема отгруженной продукции. Важнейшим резервом увеличения ресурсов древесного сырья в лесной отрасли являются древесина низших сортов, отходы лесозаготовок и отходы первичной переработки. Всестороннее и полное использование древесины позволяет рассматривать отходы как вторичный древесный ресурс, переработка которого значительно повысит эффективность производства.

Сергей АНТОНЕНКО, вице-президент Союза лесопромышленников Урала:

– У нас нет общего информационного поля для обмена новостями об удачных покупках оборудования, разработке мер по снижению травматизма, просто для делового общения. Как воздух нужен сайт, который давно обещан, но все еще остается на бумаге!

Ринат РАХИМОВ, бизнесмен:

– Члены Союза давно ощущают информационный голод, потому согласен, что сайт нужно создавать немедленно. Должна быть создана и юридическая служба, которая бы представляла нас в судах, консультировала и так далее. При мощной юридической поддержке мы могли бы успешно отстаивать свои права в «дискуссии» с РЖД. Но некоторые коллеги не решаются портить отношения с монополистом, и в и итоге мы все поступаемся своими интересами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

44