Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

15.11.2017 10:23 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ПУТЕШЕСТВИЯ. На велосипеде по Горному Алтаю

Автор: Александра ЛИСОВСКАЯ, Дарья НЕУСТРОЕВА

Курай, Йодро, Белый Бом, Акташ, Чибит, Маашей-Баши, Ширлак… возможно, эти названия вам ни о чем не говорят. Но те, кто побывал в Горном Алтае, никогда не забудут географические наименования живописных поселков, горных вершин и водопадов. Свои впечатления от путешествия по Алтаю рассказали березовчанки Александра Лисовская и Дарья Неустроева, которые еще в сентябре отправились туда на… велосипедах и с… малолетними детьми!

Не знаю, стоит ли писать, как мы собирались… Скажу только, что решение было принято всего за неделю до выезда. Но мы не привыкли бояться – решили и поехали. Шестеро смелых: Саша, её сын Лев, Даша и сын Ярослав, Маргарита и Артём.

8 сентября

Мы приехали на вокзал. Здесь предстояло разобрать велосипеды и упаковать их. Казалось, что времени до поезда много. Но это только казалось. Попробуй разбери три велосипеда и упакуй их, когда вокруг тебя носятся два двухгодовалых малыша. Наконец, дело все-таки сделано, приехала Маргарита и втроем мы уже перетащили вещи в здание вокзала. Оставалось только купить багажные билеты. Тут позвольте совет. Всегда, нет, ВСЕГДА покупайте багажные билеты заранее. Потому что на третий этаж к кассам Саша отправилась за 20 минут до прибытия поезда, а в вагон запрыгивала практически на ходу! Но переживания остались позади, а впереди – дорога.

На следующий день пересадка в городе Новосибирске, встреча с Артёмом (а он ехал из Челябинска) и снова поезд… Все-таки старые вагоны – самое лучшее, что может быть для туриста. Только здесь на две верхние полки влезли все четыре велосипеда!

10 сентября

Вот и Бийск. Привет, Алтай! Прямо на вокзале нас встретил водитель Владимир. Загрузились в его большую машину и отправились к месту старта. 500 километров по Чуйскому тракту и вот мы в Курае.

Сборка велосипедов затянулась… Но дело было уже не в детях. Так рождается опыт. Опыт того, какое снаряжение должно было у нас быть, как его лучше крепить. Честно говоря, в этот вечер мало кто верил, что вообще куда-нибудь поедет. Но в 17:30 старт все-таки состоялся! По плану мы должны были съездить в Кызыл-Таш, посмотреть местные красоты. Поскольку выезд задержался, решили там и заночевать. Лагерь ставили уже в темноте и под дождем – алтайская погода переменчива. Без сил и без воды уснули.

11 сентября

Утром оказалось, что все не так уж и плохо. По крайней мере, нет дождя. Зато есть ветер! С одной стороны это позволило быстро все просушить, но с другой… Саше приключений было мало, и она вытащила все колышки из палатки. И та улетела! Погоня увенчалась успехом, потому что палатку остановил забор. Иначе даже страшно предположить, сколько бы пришлось бежать за палаткой по курайской степи.

Снова потратили уйму времени на снаряжение железных коней. Проехали Курай и выехали на Чуйский тракт. Здесь он идет вдоль Северо-Чуйского хребта. Непередаваемые красоты! Группа останавливалась на смотровой площадке, фотографировалась. Белоснежные горы-великаны возвышаются в ряд, как стена, защищающая наш мир от чего-то неведомого, а от того, наверняка, страшного!

Надо сказать, что девушки оказались не готовы заезжать на велосипедах в гору. Даже там, где градиент составлял 6%, уже приходилось спешиваться и толкать железного коня вверх вручную. Но этот факт только добавил красок. Какой поход без преодоления?! После обеда преодолевать пришлось еще и встречный ветер. Зато какие чувства вызвал первый спуск с градиентом 10%! Вот это настоящий восторг, как в детстве. Именно после таких вот горок – тяжелых подъемов и бешеных спусков – понимаешь, что такое велосипед. И по городу теперь ездить скучно…

Ещё днем выехали в долину реки Чуи, а вечером подъехали к Гейзерному озеру. Оказалось, что проход к нему платный, через базу. Прогулялись и скорее помчались ставить лагерь. Поставили его здесь же, рядом с базой. Снова в потемках и под дождем.

В этот день единственный раз мы встретили туристов-велосипедистов. Они, конечно, крутые – два месяца уже в седле, колесят по Алтаю. Один из них прилетел аж из Латвии. Но зато мы их удивили наличием малышей.

12 сентября

Утро вновь встретило нас хорошей погодой. Группа быстренько доехала до Акташа, а потом и до Чибита. За последним сразу ухудшилось дорожное покрытие. Но зато дорога шла все вниз и вниз. Приятно и весело. А виды-то какие!

Стоит отдельно рассказать о магазинах. В каждом населенном пункте они есть, выбор хороший. Цены разные. Чем больше поселок, тем демократичнее цены. Мы с удовольствием покупали местный хлеб. Очень вкусный.

Но не все красоты видны с дороги. Например, к порогу «Бегемот» надо спуститься, а к водопаду Ширлак – подняться.

Сегодня решили не повторять былых ошибок. На стоянку встали рано. С костром, как положено. Немного портил настроение только традиционный дождь.

13 сентября

Этот день стал рекордным по количеству пройденных километров. Хочется рассказать немного о дороге. В сентябре ли дело, или это обычно так, но трафик на Чуйском тракте довольно-таки низкий. Сам тракт местами очень и очень узкий. А это, конечно, опасно для велосипедиста. Но каким же узким он был в военные годы! Перед поселком Белый Бом стоит памятник шоферам. А если подняться от него немного вверх, то здесь сохранен небольшой участок того самого тракта. Поразительно, как по нему, да на таких машинах…

А еще велосипедиста регулярно окружают животные – то коровы, то лошади, то козлы. Дети их совершенно не боятся, «пасут». В Белом Боме за группой (а скорее за Дашей) увязалась собака. Большая такая, на хаски похожа. Просто бежала рядом, ночевала, радовала своим присутствием. Она осталась в поселке Купчегень, но об этом позже. А сейчас о детях. Многим ведь интересно, как они переносят путешествия. Тут стоит процитировать Артема: «Детям хорошо. Еда есть, спать в любой момент можно. А вот окружающим нервно!». Действительно, в свои два года Лев и Ярослав стойко переносили все тяготы похода. Хотя без капризов, истерик и ссор не обошлось…

Но вернемся на маршрут. Белый Бом остался позади, а за ним – Йодро. А дальше дорога идет, петляя между полей, то вверх, то вниз… Группа рассредоточилась по дороге. Немного жаль, что проехали природный парк с петроглифами. Но это же повод вернуться! За урочищем Чуй-Оозы дорога резко взмывает вверх. Наверху находится смотровая площадка над устьем Чуи. Вот она и кончилась, соединившись с Катунью. Про последнюю часто говорят «бирюзовая». Но вот факт – Чуя еще более бирюзовая!

Насладились видами? Тогда – снова в путь. Последний рывок – 8 км. Ошарашивающий спуск и небольшой тяжелый подъем, а за ним – ровная дорога, ведущая прямо в Иню. Здесь решили снять баню и домик. Так как сезон уже практически кончился, вышло недорого – всего 1400 со всех.

14 сентября

Иня находится еще на правом берегу Катуни, а вот за ней – мост. И теперь Чуйский тракт идет слева. Наконец-то наступила настоящая жара. А через час после выезда группа уже смотрела на чудную скалу-пирамиду напротив Малого Яломана.

До поселка Купчегень ушло два с половиной часа, потому что постоянные подъемы. Уже больше идешь, чем едешь. В районе устья Большого Ильгуменя тракт отходит от Катуни. И теперь слева от дороги бежит небольшая речка в уютных зеленых лугах. Очень хотелось купаться.

В Купчегене взяли машину – открытый «бычок», чтоб заехать на перевал Чике-Таман. Лев ехал в кузове и крепко-крепко обнимал маму. На вершине разбрелись гулять, каждый думал о своем. Было немного грустно, что впереди только последний спуск. Он, конечно, взбодрил ребят – не каждый день едешь со скоростью 60 км/ч, обгоняя КамАЗы! На одном дыхании проехали Хабаровку и встали прямо у дороги на живописнейшем зеленом лугу, но уже у Малого Ильгуменя.

Завтра группу снова заберет Владимир. И останется только ехать в поезде и вспоминать чудесные пять дней. Для своих самых любимых друзей-клиентов наш прокат велосипедов и зимнего спортивного инвентаря «Свежий Ветер» привез и разыграл подарки. Конечно, приятно получить привет с Алтая, но гораздо приятнее там побывать лично!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

173