Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

30.04.2017 11:09 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 22.03.2017 г.

УЧЕНИК КОЛЯДЫ. Откровенное интервью с бросившим стихи поэтом и драматургом Алексеем ЕНЬШИНЫМ

Автор: Сергей СТУКОВ, Ксения ТИМИНА

Быть или не быть? Извечный вопрос, волнующий человечество. Но острее всего он звучит для драматурга. А если этот драматург еще и социофоб, вопрос встает ребром. Знакомьтесь, сегодня главное действующее лицо в рубрике «Без стука» – уже несколько лет как березовчанин, молодой прозаик, ученик Николая Коляды, начинающий режиссер, бросивший стихи поэт и драматург Алексей Еньшин.

Действующие лица:
А: драматург Алексей Еньшин
К: поклонница творчества Ксения Тимина
С: провокатор Сергей Стуков
Ремарки

«Всё, что руками делаете, у вас как-то не очень получается!»

С. Когда мне начали рассказывать об Алексее Еньшине, перечисляли все достоинства… Одно из них мне показалось очень интересным – ученик Коляды. Для меня Коляда – авторитет, несмотря на все свои противоречия. Человек, скорее авторитетный больше за пределами Екатеринбурга…

А. В Екатеринбурге его, как водится, недолюбливают… Он горячо любим за пределами города.

С. От Петропавловска до Вроцлава…

А. Я бы даже сказал – до Парижа!

С. Считаете ли вы себя учеником Коляды? Ты, ты… давай сразу на ты. Считаешь?

А. Я считаю. Вопрос, считает ли он меня своим учеником? (улыбается).

С. Вы не общаетесь в жизни?

А. Почему же, общаемся. Но я не знаю, что он конкретно думает обо мне.

С. А свое собственное самоопределение: «Я ученик Коляды!» (произносит пафосно).

А. У меня в резюме написано – окончил театральный институт, мастерскую Николая Владимировича Коляды.

К. Мне интересно, как проходило обучение?

С. Он заставлял вас по помойкам ходить? (смех сквозь слезы).

А. И милостыню просить, и попрошайничать, грабить магазины, создавал из нас банду… (иронично вздыхая). На самом деле ничего не заставлял.

С. Почему я спрашиваю… Коляда 90-х мне запомнился тем, что на помойках он находил уникальные вещи для театра…

А. Как раз Коляда 90-х – это Коляда-лухарь (лухарь – производное от английского luxury), очень богатый человек. Был богатым, пока не создал свой театр.

С. Все-таки театрального института это не коснулось – мастерство поиска на помойках? Я просто по образованию социолог, и социологи на помойках могут узнать, что люди пьют, едят…

А. Театрального института коснулось такое понятие, как «искать». Везде. Искать, слушать, записывать…

С. Но ведь это журналистика!

А. Примерно, только в нашем случае не нужно заботиться о том, что это нужно процитировать правильно и согласовывать не нужно. Очень удобно! (улыбается заговорщически).

К. Чем театр Коляды отличается от других театров, от классической школы?

А. На самом деле я считаю, что у него самый классический театр. Если не по Станиславскому, то все очень близко к нему. А танцы, декорации, которые не с помойки, но с Шарташского рынка – и все для усиления эффекта.

К. Какой Коляда учитель?

А. Он не учит говорить, не учит жестам, не учит писать. Он вдохновляет на творчество. Он создает атмосферу, в которой ты не можешь не писать. И, если ты не пишешь, то ты просто топор. Он может похвалить, может поругать. Но чаще ругает. По крайней мере, меня. И когда выходишь из института, выпадаешь из этой атмосферы и писать становится труднее. Коляды не хватает. Поэтому есть фестиваль Коляда-плейс…

С. Фестиваль, который каждый год умирает, но умереть никак не может?

А. Он не умрет, я уверен. Это не та вещь, которая может умереть. Потому что она создавалась не по разнарядке, не по указке, не в рамках Года театра… Создалась из потребности.

С. Сколько лет прошло с окончания института?

А. Десять.

С. В течение этих десяти лет что-то великое создал?

А. Нет (иронично смеется). Не могу сказать, что я лучший ученик… скажу больше – никакой ученик.

С. Двоечник?

А. Скорее, троечник. Двоечники не заканчивали. Были редкие случаи, когда Коляда отчислял людей за профнепригодность. Я как-то, слава богу, дожил до диплома.

С. Почему ничего не создал за 10 лет великого?

А. Не знаю… (потупил взгляд).

К. Двух детей, между прочим, создал!

А. «Всё, что руками делаете, у вас как-то не очень получается!» (смеются все).

Алексей ЕНЬШИН и его звездная супруга — Оксана МАКЛАКОВА, ведущая ЕТВ

В опубликованной пьесе смысла нет, она должна быть сыграна

А. Я сначала поступал во ВГИК на сценарный факультет. Первый раз в 2001 году от Свердловской киностудии, они проводили конкурс, и я претендовал на целевое место. Не поступил. Закончил у себя в Каменске-Уральском педагогический колледж и поехал в Москву поступать второй раз уже на общих основаниях. Опять не поступил. И возвращаясь в поезде, думал – сбежать в тайгу или повеситься… И тут мне говорят, что Коляда набирает театральный курс. Я сдал ему 4 рассказа, которые готовил для ВГИКа. Самое смешное: я отдал документы и рассказы. Документы передали в приемную комиссию, а рассказы провалялись на кафедре вплоть до экзамена. И когда зашел на экзамен, Николай Владимирович спрашивает: «А где работы?». Я говорю – сдавал! Метнулся на кафедру, забрал работы. Он прочитал. Задал несколько вопросов. Дальше я прошел творческий конкурс, написал сочинение, сдал литературу… Мне было это раз плюнуть, так как учился на филфаке…

С. Где только не учился!

А. Да вот лучше бы работал! (говорит резко).

С. Почему? Два раза поступал во ВГИК – не поступил, закончил Коляду... и не стал драматургом… Ну как так-то?

А. Ну почему же, я пишу.

С. Шедевров не создал… (лезет под кожу).

А. Понятие шедевр – не мое, это общественное, оценочное суждение.

С. Награды, признание, поклонницы есть, были, планируете?

А. В пятницу вот был корпоратив одной компании, для которой я готовил несколько короткометражных фильмов. Передавали, что очень понравилось (саркастично смеется).

К. Много сюжетов в русских фильмах о приезде в Москву, поступлении, непоступлении. Почему не пошел по стандартному киносценарию: остался, нашел работу, пробовал поступать в следующем году и так далее?

А. Было понятно, что я никому там не нужен. Я познакомился в Москве с классными людьми. Но в целом мне город не нравится.

К. То есть ты бы отучился и вернулся обратно?

А. Уже не сюда, наверное…

С. В Каменск-Уральский! (довольно потирая руки).

А. В Курган, Челябинск… не знаю. Честно говоря, я никогда не думал о том, что могло бы быть, если бы я поступил по-другому. Не то что бессмысленно, просто могло быть все что угодно. Со мной поступал из Екатеринбурга парень на актерское. Поступил. Через полгода он выкинулся из окна…

С. В эти десять лет ты просто работал, создавал коммерческие проекты или все же что-то для души? Лежит на полочке что-то, копится?

А. Компьютерные файлы – да, лежат.

К. Никуда их не отправляешь?

А. Находит иногда – рассылаю по городам и весям (смотрит с надеждой вдаль).

С. А что это за файлы? Пьесы, рассказы, чтобы их опубликовать или поставить?

А. В опубликованной пьесе смысла нет, потому что она должна быть сыграна.

С. Сейчас же тенденция искать молодых авторов, с самых низов доставать.

А. Конечно… ищут, находят. Но всех читать не будут. Нас таких миллионы – тех, кто пишет. Ориентируются на авторов, кто уже с наградами. Этим я похвастаться не могу. У Коляды есть «Евразия», например, отличный социальный лифт.

К. Есть ведь такая тенденция среди авторов – заводить блоги, сайты, авторы сами себя продвигают.

С. Ты блогер? В социальных сетях во всех есть? В Одноклассниках?

А. Нет, не блогер. Из Одноклассников, кстати, это я рассказываю с гордостью, меня удалили. Это было на заре соцсетей, когда они только появлялись.

К. Это принципиальная позиция – не рекламировать себя в интернете?

А. Просто нет времени. На самом деле мои пьесы лежат на многих интернет-ресурсах. Но лежат там мертвым грузом. Если хочешь продвинуться через интернет, надо работать. Но я пока не могу над этим работать, так как работаю на работе (улыбается-улыбается).

К. Твои пьесы в стихах?

А. Нет, боже мой… Меня в принципе всегда бесило читать пьесы, тем более если они в стихах. Читаешь ремарку, потом стихи, потом все это разваливается… Но стихи писал. Причем дорос до определенных высот. В Каменске-Уральском есть поэтический конкурс, который стал международным. Три раза занимал второе место.

К. Международный?

А. Да, есть два автора, один из которых из Израиля, другой – Эстонии.

С. И все выходцы из Каменска-Уральского! (подколол, все смеются).

А. И с этими вторыми местами я дослужился до семинара молодых писателей, где коллеги, маститые члены союза писателей, меня уничтожили… С тех пор я стихи больше не пишу (видно, что не обиделся).

К. Есть в сфере драматургии авторитеты для тебя?

А. Нет, конечно! (произносит напыщенно, улыбаясь, все смеются). А вообще – Коляда. Учитель в общем смысле, по образу мысли, жизни.

С. О чем твои произведения?

А. О людях. Об отношениях.

С. Как сюжеты приходят в голову?

А. У меня есть история, которую я люблю рассказывать всем, но мне кажется, она не для печати… (сомневается).

С. Это наше самое любимое… (потирает руки).

А. Мы с супругой поехали в отпуск в Турцию. У меня сложная адаптация после перелета – я практически день отсыпаюсь. Супруга познакомилась с девушкой, помню сквозь сон, сказала, что пошла с новой знакомой в магазин. Просыпаюсь около полуночи – ее нет. Начинаю мониторить округу, а у меня еще ребенок в номере. Жду. Полночь – нет, час ночи – нет. И начинаю себе думать…

С. Что завела себе турка какого-нибудь?

А. Нет, все жестче, это же школа Коляды! Скорее всего, ее где-то мочканули. Непонятно, кто и когда, концов сейчас не найти. И ребенку мне нужно объяснить как-то, что у него маму убили. И в общем так получилось, что это уже не столько я переживаю, а смотрю какое-то кино про семью, которая приехала на отдых, и вот муж остается с маленьким ребенком в возрасте двух-трех лет. Ему не объяснить, что мамы больше нет. При всем при этом мужчина не знает, что делать: днем ему придется водить ребенка на пляж и развлекать его, а вечером он должен вести расследование убийства… (все переглядываются, начинают смеяться.)

С. Жена-то где была?

А. В ночном клубе. Вернулась в два часа ночи. Я ей рассказал про свой прекрасный сюжет, и она была очень довольна (радуется, что у него такая жена). Я это к тому, что история может прийти откуда и когда удобно. Это мое больное сознание ее раскручивает.

К. В жизни такое сознание помогает или мешает?

А. Мешает, конечно. Сюжеты продолжают жить в твоей голове, требовать воплощения. А еще, самое плохое, герои сюжетов могут умереть. Их никто не хоронит, они там лежат, разлагаются и этим отравляют жизнь (сознательно нагоняет жути).

С. Какой интересный внутренний мир…

А. Да, там много всего интересного (все опять смеются).

Берёзовский – спальный район с собственной гордостью

С. Как познакомились с женой?

А. На работе. Были корреспондентами в газете «Новый компас» в Каменске-Уральском.

С. Вы там прям и закрутили, в редакции? (провоцирует).

А. Не прямо там, но где-то рядом (подыгрывая). Потом синхронно оттуда ушли. Я изначально не хотел работать в Каменске, тем более журналистом. Не люблю журналистику!

С. Почему? «Джинсу» писал?

А. Знаете, все эти дела, типа статья в честь юбилея мэра… где нужно обойти всех его одноклассников, вспомнить молодость и всё такое… Дело даже не в том, что это «обслуживание». Я, как всякий нормальный филолог, – социофоб, и мне это делать было некомфортно. Я всегда хотел уехать из этого города и «сидел на чемоданах». Так 10 лет и просидел.

С. Почему не смог жить в Каменске-Уральском, а смог в Берёзовском?

А. Берёзовский, во-первых, ближе к Екатеринбургу. В Каменске ты нон-стоп находишься. Берёзовский для меня сегодня место проживания.

С. Спальный район?

А. Можно и так сказать, хотя у спального района нет собственной гордости, как есть у Берёзовского. Герб, терра либера и все такое. Это очень отличает его от других городов. Спальный район с амбицией и ярко выраженной индивидуальностью. Мы первый раз познакомились с Берёзовским, когда поехали в Старопышминск. Проезжали по улице Ленина и увидели кафе «Теремок». Оно нас очень удивило: вкусные блины, быстрое обслуживание. Как оказалось позже, это был единственный раз, когда нас быстро обслужили в этом кафе. Тогда подумали, что если переезжать, то сюда. Нас очаровали парк, Тропа здоровья. В Каменске такого нет. Как сегодня говорят – в Берёзовском лампово.

К. Что за слово такое? Лампово…

А. Это как раньше ламповые телевизоры. Сейчас слово «ретро» не модно, оно с отрицательным значением, а вот «лампово» – это то же самое ретро, но в положительном смысле.

С. Век живи – век учись… (чешет затылок).

К. Сейчас ты где и кем работаешь?

А. На портале weburg.net журналистом. Скорее даже – райтером.

С. Тексты пишешь? Какие?

А. Дурацкие! (дурацки смеется).

С. Последний какой текст написал?

А. Буквально сегодня – «10 самых нелепых киномонстров».

К. И кто на первом месте?

А. Первое место – Мегалон…

К. Это кто? Что за ламповый персонаж?

А. Это очень ламповый персонаж… Один из соперников Годзиллы. Японцы в середине 70-х что-то очень сильное курили и придумали множество монстров Годзилле в соперники.

С. Скажи, чем отличается текст про мэра от текста про монстров? (прекрасный вопрос!)

А. Монстры не требуют согласования (один:один).

К. У творческих людей есть вещи, которые их бесят? Что тебя вот до дрожи бесит?

А. Основной источник раздражения у меня – я сам. Понты еще, может. Причем, такие – неоправданные. Когда начинают в очереди, в больнице, на почте выяснять, почему все медленно работают. Они безосновательны, потому что быстрее не будет. Или приходят в относительно дешевое кафе и начинают учить официанта, что правильно произносить эспрессо, а не экспересо.

С. И ударение, лАте или латЕ…

К. Капучино с одной «ч».

А. Русиано, а не американо…

С. Кстати, Крым наш?

А. Крым – свой, собственный.

С. Вот, это и мое мнение тоже… (все радуются за Крым).

А. Все, кто был последнее время в Крыму, приезжают с мнением, что Крым – свой, собственный: ни украинский, ни наш. Но сервис пока исключительно украинский.

К. Есть желание куда-нибудь уехать жить в другое место? Крутануть глобус?

А. Пока у меня не возникло профессионального тупика, я могу работать здесь. Погода, климат, пробки – это относительная переменная. Я очень люблю высказывание у Бродского – «горизонтальное бегство». Куда бы ты ни приехал, жизнь качественно везде одна и та же. Мне сейчас ехать куда-то смысла нет. Плюс двое детей, которые утяжеляют переезд.

К. Ты прямо социофоб-социофоб? (притворяется блондинкой).

А. Да. Мне очень уютно сидеть в одиночестве и писать, чтобы меня никто не дергал. И свою старость вижу в прекрасном пригороде Флоренции. Как-то мы ехали из Флоренции в Венецию. И, так как у меня с английским как у всех, я не понял, что дешевый вариант проезда требует нескольких пересадок на определенных станциях. Мы пропустили одну из станций, и нам пришлось возвращаться. Ждали следующего поезда около часа в парке около вокзала. Место называлось Прато. На лавочке умиротворенно спал бомж, потом на площадку пришли собачники. И мы подумали – как же хорошо (с видом итальянца-пенсионера). И до тех пор, пока не скакнул евро, мы думали о Прато. А сейчас – Крым. Я тоже присмотрел прекрасное село под Ялтой – Нижняя Кутузовка.

С. Название не очень…

А. Зато место хорошее. Поэтому либо Прато, либо Нижняя Кутузовка. Либо Крым, либо Рим.

Бог – прекрасный драматург

С. Прозаик, поэт, драматург, начинающий режиссер, но работаешь все равно журналистом.

А. Райтером. Журналист – это не столько профессия, сколько состояние духа. Я видел несколько настоящих журналистов. Они все время за правду, они в основном не успешные… А я райтер, я пишу интервью. Говорят, что умею задавать правильные вопросы, наверное. И еще я знаю, как составить рейтинг из десяти самых нелепых монстров (подмигивает).

К. То есть ты считаешь, настоящий журналист – тот, кто отстаивает правду?

А. Да, это призвание, общественная нагрузка.

С. Но сейчас же такая журналистика мало востребована. В паблике популярны развлекательные темы.

А. Больше скажу, такая журналистика никогда не была востребована. А развлекательная – это не журналистика, это райтерство (немая пауза, погрустили о настоящей журналистике).

К. Что слушаешь, читаешь?

А. Сейчас ехал и слушал Бреговича.

С. М-м-м... Горан Брегович. Смотришь, наверное, Кустурицу?

А. Было. Если я увлекаюсь каким-то режиссером, то пересматриваю почти все работы.

С. Из музыки, значит, что-то со смыслом?

А. Не обязательно. Нравятся чувственные женские голоса. Есть прекрасные молодые исполнители, например, Муся Тотибадзе, молодая группа «Моя Мишель». Люблю русский рок, Сплин. Из старых – АВВА, Roxette.

К. Книги удается читать?

А. Да, из последнего – Нил Гейман «Американские боги».

С. А русскоязычные?

А. Лев Толстой «Война и мир». Застрял, правда, на третьем томе. Мне очень нравится, как он пишет. Толстого не читал ни в школе, ни в институте. Сейчас читаю и вижу, насколько Толстой актуален и дерзок в современном мире.

С. Ты верующий человек?

А. Раньше был, сейчас не знаю. Я понял, что Бог есть, но мы не сможем его осмыслить, потому что это грандиозное существо. Доказать тоже не можем.

С. Люди придумали веру.

А. Да. Вера – это адаптация, она как философия. Я раньше думал, что будет после меня, чем все закончится и с чего все началось. У меня был период, когда башню снесло.

С. От какой-то религии? Христианство?

А. Да.

С. Православное, католическое?

А. Мне было не принципиально, в церковь я не ходил, это была моя секта, так как я социофоб (улыбается). Даже на рисовании в школе в 90-х рисовал картины с ангелами. Потом это постепенно сходило на нет и адаптировалось к существующей жизни.

С. В пьесах есть религиозные темы?

А. Иногда бывают. В рассказах все равно апеллируешь к высшей справедливости. Ты сам как Бог для своих героев.

С. Драматург с нимбом (подкалывает).

К. Хеппи-энды в твоих пьесах?

А. Очень редко. Ведь чем герой несчастней, тем его же «жальче».

С. Финальный вопрос: что ждет человечество? Хеппи-энд или все умрут?

А. Да Бог его знает. Спросите у него. Он пишет – ему виднее.

К. Бог тоже драматург…

А. Он прекрасный драматург, я считаю. Он пишет эту пьесу столько лет, и она все не кончается. Значит, имеет успех.

Выбери правильный путь

Один из роликов по заказу министерства культуры Свердловской области, для которого Алексей ЕНЬШИН написал сценарий

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

761