Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

27.02.2023 16:19 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Дети и деньги

Автор: Екатерина Поташова

Откуда берутся де…? Нет, не дети. Деньги. Как познакомить детей с деньгами? Когда пора выделять деньги из семейного бюджета на карманные расходы ребенка? Какая это должна быть сумма? Эти и другие вопросы мы обсудили с психологом Мариной Куперштейн, а также выбрали основные идеи из книг о финансовой грамотности для детей.

Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто забывают научить ребенка обращаться с деньгами, развивая в нем плохие финансовые привычки: жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избежать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую важно осваивать еще до школы.

Я сама мама подрастающего мальчика – моему сыну 6 лет, и, естественно, мне хочется, чтобы он вышел в жизнь с базой знаний о том, как обращаться с деньгами. Поэтому я постоянно ищу информацию, читаю книги и слушаю подкасты на эту тему. Я считаю, что карманные деньги стоит начать выделять с того момента, как ребенок пойдет в школу. К первому классу ребенок должен знать, как обращаться с деньгами и уметь их посчитать.

Основные правила, которые я выделила:

1. Начать знакомство с деньгами сразу, как только появился интерес у ребенка. Для каждого возраста – свой, адаптированный, рассказ о том, что такое деньги, откуда они берутся, что с ними можно делать. Для раннего возраста отлично подойдут игры – в магазин или банк, например. Знакомство с разными видами денег и валютой можно начинать сразу, как ребенок самостоятельно заговорил.

2. Показывать все действия с деньгами на своем собственном примере – покупки в магазинах, оплата онлайн, планирование бюджета.

3. Выделить ребенку свой “кошелек”, куда он сможет складывать все полученные им деньги. А в нынешнем цифровом мире стоит завести еще и банковскую карту (некоторые оформляют детские красивые карты с 6 лет).

«Карманные деньги – это основа для обучения финансовой грамотности. Чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, он должен получать их регулярно (например, как зарплату). Карманные деньги не должны быть средством манипулирования: «придешь поздно – денег не получишь», или «выучи уроки – дам тебе больше денег». Также не стоит ругать за неоправданные, по вашему мнению, траты. Ребенок может истратить все деньги на развлечения, а потом сидеть дома весь месяц из-за отсутствия финансов. Но как раз такие ситуации послужат ему уроком, он будет учиться тратить деньги разумно.

У ребенка есть траты, без которых нельзя обойтись – обеды, проездной, мобильная связь. Не стоит сразу же взваливать на него ответственность за это. Иначе вы можете поставить себя в неудобное положение: например, ребенок потратил карманные деньги, и теперь не обедает в школе. Что сделает родитель? Даст денег на обеды, но в этом случае ребенок и в следующий месяц может все потратить с мыслью «мама все равно даст еще денег!».

На первом этапе лучше регулярные траты взять на себя, а ребенку выдавать карманные деньги, которые он будет тратить по своему усмотрению. При этом вы договариваетесь, что развлечения, сладости он будет оплачивать сам и больше денег на это не получит. Договоритесь с ребенком о правилах заранее и не забывайте их соблюдать»

Психолог Лариса Суркова

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Как и с какого возраста стоит знакомить детей с деньгами?

- С первого класса, когда начинается социализация.

Как объяснить ребенку собственную мотивацию – за что он получает деньги и должен ли он что-то делать, чтобы их получить?

- Карманные деньги выдают без мотивации, просто так!

Какие это должны быть суммы?

- Сумма на усмотрение семьи, или можно договориться с родителями в классе, чтобы не было сильных отличий.

Можно ли лишать карманных денег?

- Лишать карманных денег не рекомендую. Это табу.

Нужно ли донести до ребенка ценность и значение денег (что они зарабатываются трудом, что тратить их нужно с умом)?

- На ценности и значении денег лучше не акцентировать внимание, так как в обществе сейчас и так эту тему слишком превозносят. Что касается труда и ума – только личный опыт каждого. Я бы не стала навязывать мнение, «что деньги — это работа до пота, и без ума тратить нельзя». Лучше транслировать, что деньги – это легко и радостно, они открывают широкие возможности и доступ к комфорту.

Стоит ли объяснять и показывать свою работу, с которой семья получает доход?

- Показывать работу стоит, а лучше вовлекать в эту работу – давать возможность подзаработать. Например, если это кафе – предложить мыть посуду/полы, осуществлять доставку и т. д.

Прежде чем начать давать деньги, прочтите, что советуют авторы этих книг

1. «Дети и деньги», Т. Мазаев и Е. Филоненко

Возраст:4+

Финансист и семейный психолог создали книгу для родителей, которая станет проводником ребенка в мир денег и достатка. В содержании есть разбор типичных ошибок, работа с мышлением и упражнения для оттачивания новых навыков. Оно позволит самостоятельно понять основы любому человеку.

2. «Волшебный банкомат», Т. Попова и А. Булавкина

Возраст:5+

Увлекательная игра-приключение брата и сестер. Их тетя, сотрудник банка, делает на день рождения племянникам необычный подарок – волшебный банкомат. Он переносит детей на чудесный остров, жители которого активно развивают свою экономику. Приключения, задачки и рекомендации для родителей помогут ребенку узнать основы финансовых отношений и научиться осознанно относиться к деньгам.

3. «Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем», А. Воронина, Т. Воронина, Т. Попова

Возраст:7+

Книга учит азам: разбираться в номинале денег, разделять и складывать, выделять объекты по конкретным признакам. Ребенок освоит навыки работы с таблицами и расчетами, а сказки и потешки познакомят с потенциальными опасностями и сформируют правильные привычки. В приведенных примерах и задачках удобно использовать настоящие деньги.

4. «Пёс по имени Мани», Б. Шефер

Возраст:8+

Однажды девочка-тинейджер Кира нашла на улице раненого пса и забрала его себе. Новый друг оказался по-настоящему удивительным: он умел разговаривать и отлично разбирается в финансах! Мани – так зовут найденного лабрадора – знакомит Киру с миром денег, учит разделять покупки на необходимые и спонтанные, ставить цели, копить и инвестировать.

5. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами», Д. Годфри

Для взрослых о том, как говорить с детьми.

Если вы хотите поговорить с детьми о семейном бюджете, но не знаете, с чего начать, тут всё написано. Автор – американский эксперт по детской финансовой грамотности. Она много работала с детьми разных возрастов из семей с самым разным уровнем дохода.

А вот что говорят опытные родители о карманных деньгах:

Елена Смирных: "Лет с 7 начали давать карманные деньги, мелочь совсем, дети бегали в киоск покупали чупа-чипсы и жвачки… С 10 лет сделали карточку и кидаем на нее, ребенку очень удобно. Считаю, к финансовой грамотности можно приучать с детского сада, с подготовительной группы, 6-7 лет. Можно отправлять за хлебом и молоком, объяснять сроки годности, где смотреть, в каких отделах искать нужные продукты. Старшей дочке уже 16, покупает одежду, бывает, сама, копит на что-нибудь."

Лидия Рыжик: "Ну это от ребенка зависит, от характера. Сын у меня 7 лет, даю ему иногда деньги, чтобы после школы перекусил, если на занятия где-то после уроков. Сдачу ему надо сразу потратить, он покупает что-то сестрам младшим – чупики, шоколадки. А вот дочь 6 лет, она все планирует. Если ей попала мелочь какая-нибудь или сдача осталась из магазина, то она все откладывает, насобирает приличную сумму и уже потом тратит. Сын тратит на что-то большое, дорогое, покупает одно. А дочь мелочь всякую – игрушечки, брелочки, конфетки и много. И получается, у сына интерес к купленной вещи пропал через пару часов, а у дочери разнообразие игрушечек, резиночек и т.д. Даже вот не про финансы, но все же: жвачку покупают – пачку сын за один день всю сжует, а дочери на неделю хватает. Умение тратить и экономить все-таки в характере."

Анна Сидоркина: "У меня сыну 10 лет, тоже к деньгам очень бережно относится, каждую копеечку бережет, а шоколадки и жвачки покупаю я. Сын свои накопления тратит больше всего на экскурсии, когда едет с классом, на спектакли, билеты в кино. Сейчас копит на гантели."

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

70