Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Зачем директор рудника нырял в шахту

В начале февраля Фарит Набиуллин, рассказывая местным СМИ о том, как обстоят дела на руднике в условиях СВО и санкций, поведал историю о том, как ему пришлось спускаться в шахту с аквалангом. Дело было в новогоднюю ночь, с 2010 на 2011 год. Тогда случилась авария на шахте «Северной» и ему необходимо было понять причину. Публикуем эту неординарную историю. Согласитесь, не каждый день директора в свою шахту спускаются, а уж тем более ныряют.

Крутой дайвинг

Несмотря на то что у меня был опыт погружения (баловался дайвингом с армии), это было первое погружение, где я заблудился, где вообще ничего не было видно. Жаль, что видео не сохранилось.

Я погружаюсь на веревке, по наклону ухожу, а там завал из досок. Веревка 25 метров. Я этот завал прохожу, веревку перепасовываю. Следующий завал, опять перепасовываю веревку. А те, кто остался на поверхности, с ними была договоренность, как держать связь. Обычно под воду не уходят в одного. Обычно вдвоем принято ходить. Договорились с ними так: «Вы раз за веревку дернули, я вам ответил, два раза дернули, я вам два раза ответил. Не переживайте».

Там очень много в этом ходке было деревянного затоплено: трапики, ненужный хлам – все сбрасывали туда. Когда подтопило, все доски, что были приколочены с одной стороны – приколоченная часть осталась, а то, что не было приколочено – всплыло. Во такой завал был. В итоге подхожу к третьему завалу, перепасовываю веревку. Чувствую, что ребята ее дергают. А веревку закусило и в кровлю расперло. Я слышу удары, а ответить им не могу. А когда третий завал прошел, то место, откуда началось подтопление рудника, повернулся влево-вправо – и ничего не вижу. Думаю, дай-ка дальше пойду. Отвязываю веревку (она к тому времени уже закончилась). В это момент у меня падает фонарь. Если фильм «Санкта» видели про спелеологов, когда отец с сыном попали в экстремальную ситуацию, то я в такую же ситуацию попал тогда.

Я баловался дайвингом с 1973 года, с армии. Имею огромный опыт – и на 40 метрах погружался, затопленные судна на Красном море облазил не на раз. А тут впервые в жизни не знаю, что делать. Фонарь, который пробивает на километр на дневной поверхности, под водой не берет столько. Тут стена, там стена. И впервые в жизни я испытал панику. Мелькнула мысль: так бесславно уйти из жизни. А наверху со мной уже попрощались.

Насосная камера – как подводная лодка

Я спустился, чтобы определить причину затопления. если объяснить, важно было понять, что произошло с насосной станцией – как туда попала вода. Насосная камера как подводная лодка: пока вода за ее бортом не поднимется на 18 метров, лодка будет жить, то есть только тогда (поднявшись выше 18 метров) вода сможет попасть в насосную камеру и подстанцию. Потому что те двери, которые там, закрываются настолько прочно, что даже если вода будет попадать в насосную через какие-то щели, она будет откачиваться насосами из дренажа. Вода поднялась на полметра и затопила у нас ту насосную камеру, которая не должна тонуть.

Как выбрался, спрашиваете. У меня была паника. Мысли крамольные: так бесславно уйти из жизни на собственном руднике, думал, что тут и останусь навеки. Посмотрел – воздуха почти на час хватит, я вообще очень экономно дышу. Час еще есть возможность бороться. «Чего ты расстроился?» – сказал себе. Прошел немного вперед, нашел, где вода стала немного почище. Думаю, пойду кровлю посмотрю. Всплываю, а там купол метра четыре в диаметре с воздухом. Убрал загубник, дыхнул, вроде нормальный воздух. Смотрю, там крючок – анкер, вбитый в кровлю. Если крючок, значит, что-то шахтеры поднимали снизу. А что могли поднимать? Либо трубу, либо задвижку. Что-то тяжелое. Я ухожу под воду, все наощупь, недалеко нащупал трубу. Тронул эту трубу – оттуда хлопьями грязь поднялась. Думаю, где-то тут должна быть задвижка. Прошел метра полтора, точно – задвижка. Успокоился: сейчас уже разберусь. По этой трубе дошел до первого завала, где веревку потерял. Нашел веревку, по ней подошел ко второму завалу. Думаю, ну сейчас разберу эти завалы. А в это время из забоя 200 кубов воды в час откачивает насос. Собрал несколько досок, под водой они легкие. Выхожу на денную поверхность с этими досками. Толкаю их, говорю, парни возьмите, я еще раз схожу. Они – нет мы вас не отпустим больше! Вот так ситуация обошлась.

Но самое страшное было потом. Когда мы уже откачали воду, а откачивали мы ее погружными насосами, это такая трехметровая колбаса 250 миллиметров в диаметре (сверху полтора метра насос, а снизу полтора метра двигатель). И все, что не растворяется в шахте (фильтры от сигарет, полиэтилен) к этим насосам подтягивает, двигатель не охлаждается (а он охлаждается забортной водой), и двигатель сгорает. У нас насосы тогда горели, и машина жила месяц между Берёзовским и Ливнами – городом в Тульской области, где ремонтируют насосы. Сгоревший насос туда, его привозят, у нас уже другой сгорел. И так в течение месяца одна машина курсировала туда и обратно.

Понимаю, что очистить насос от мусора можно только на действующем моторе, то есть под напряжением. Вот это было страшновато. Если выключил насос – тебя обратным столбом ударило, весь мусор отлетел, и ты в воде это не соберешь. Я погружаюсь с сыном, говорю, давай, если увидишь, что я не совсем адекватен, вытащишь. Я сам-то электрик, меня током било не раз. Подхожу к насосу, побаиваюсь, конечно. А он весь как ежик. Рукой вот так отгребаю, меня к насосу хоп – присосало. Именно этих кадров нет, когда меня присосало. Эти ролики потерялись. Было это на 512-м горизонте шахты «Северной».

Глубина до 30 метров. А утонули мы на 39 метров. Еще бы пару дней, и мы бы потеряли 462 горизонт, потому что поначалу приток идет за счет того, что площади большие затапливаются, по вертикали идет медленное затопление. Потом, когда заканчиваются емкости и образовавшиеся воздушные пузыри в пустых магазинах не дают воде идти дальше подняться, там уже идет активное затопление. Мы тонули где-то около месяца. Случись сейчас такое, мы бы разобрались на раз-два. А тогда у коллектива такого опыта не было. Год спустя на шахте «Южной» произошло затопление 362 горизонта. Для нас это было вообще как насморк. Локализовали быстро.

Причиной аварии на «Северной» была ошибка в строительстве насосной. Подтопление по балластному слою получили.

В 2008 году, когда пришел в коллектив, пошло обновление кадров. Пошла смена поколений. Насосницы-женщины прошли обучение, стажировку и начали самостоятельно работать. На насосную второго подъема, где менее ответственно, поставили молодую женщину, они вместе с мужем работали у нас. Фамилия у мужа была Неудахин.

Новогодняя ночь перед новым 2011 годом. Насосница на 512 горизонте увидела, что вода, которую она качает на вышестоящий горизонт, стала возвращаться по стволу обратно. Она говорит своей напарнице: «Дуся, посмотри, все ли хорошо!». Та отвечает, все нормально. В результате через 15 минут вода, все 700 кубов, вниз летят. Она уже напарнице грубо говорит: сходи проверь.

Женщина испугалась. Понимаете, когда насос работает на закрытую задвижку, вода в нем в течение 5 минут из-за гравитационных сил закипает, изо всех щелей пар идет, и ощущение, что все горит. У девушки паника. Она вместо того чтобы снять нагрузку и потом разбираться, начала дергать разъединители под нагрузкой. В результате полностью шахта обесточивается. Пока 15 минут разбирались, включили аварийный ввод, она аварийный ввод точно так же гасит. А там у нее водосборник полный на 612 горизонте, насосная в воде. Двигатель в воде. Напряжение все-таки дают. Но мы уже ничего не успеваем сделать. Пока меняли 3 часа двигатель (поставили сухой), у нас тонет 512 горизонт.

Чтобы не было подобной аварии, мы сейчас сделали с 212 метра в насосную камеру скважину, чтобы если вода вдруг попадет туда, она возвращается на 212 горизонт и затопление у нас гарантированно уже не произойдет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

163