Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Выпустили электровоз, запустили 712 горизонт и заглянули в Кыргызстан

Автор: Сергей Стуков
Пресс-служба Берёзовского рудника

Уходящий год для рудника выдался непростым. Международные санкции, оглушительный рост цен на оборудование, коммунальные тарифы – всё это не могло не отразиться на работе старейшего предприятия Берёзовского. Генеральный директор рудника Фарит Минниахметович НАБИУЛЛИН рассказал нашему изданию, как удалось пережить очередной кризис и какие перспективы у предприятия проглядываются в новом, 2023 году.

2022 год начался для нас неожиданно тяжело, несмотря на то что за последние лет десять мы выстроили экономику под любые кризисы. С началом специальной военной операции Центробанк нам озвучил хорошую цифру покупки золота – пять тысяч рублей за грамм. Мы вздохнули, понимая, что металл востребован. Но потом цена резко упала, а к новой цене еще дисконт ввели – 15%. Естественно, все коммерческие банки, с которыми у нас был договор на реализацию металла, обрадовались этим цифрам, и дисконт с 0,05% значительно вырос. И мы вынуждены были до сентября реализовывать золото на грани себестоимости, а то и ниже.

Что вы предприняли, чтобы рудник оставался на плаву?

Когда экономика предприятия несколько «подсела», понимая сложность ситуации, мы решили приостановить все пассивные направления, инвестиционные проекты. Например, строительство музея «Крокоитовый шурф». Также отложили разведочные работы на шахтах «Северной» и «Южной». Начали покупать оборудование, запчасти, материалы впрок, а не как раньше, с запасом. Ввели тотальный режим экономии.

Но социальные программы не прекратили?

Вначале и их приостановили, но затем, понимая, что это важно в первую очередь для работников предприятия, продолжили. В этом году, например, в лучших санаториях страны у нас отдохнуло почти сто работников за счет рудника. Также удалось увеличить объемы добычи руды, открыть новые горизонты – 612 и 712 метров. Благодаря мобилизации коллектива, мы с сентября выровняли ситуацию, и сегодня уже работаем чуть выше себестоимости.

В условиях кризиса как изменился рынок сбыта? Понятно, что западные банки перестали покупать наше золото. Кому сейчас рудник реализует металл?

Летом мы пытались выйти на Армению, заключили договор, но в последний момент армянская сторона изменила условия, и у нас сделка не состоялась. С Казахстаном прошли длительный путь переговоров. Вначале нас заверили, что будут приобретать у нас металл по адекватным ценам, мы зарегистрировались в стране, открыли счет, получили разрешение на вывоз металла за пределы Российской Федерации, прошли все возможные согласования. Со всеми разрешениями едем в Казахстан, а нам говорят: «Извините, нам с вами не по пути, вы – токсичны!».

Это политика?

Да, именно по политическим соображениям. Между тем на ИННОПРОМе мы познакомились с делегацией из Кыргызстана, а именно, с представителями компании «Кыргыз-Алтын». Они побывали у нас на руднике, мы показали им все производство, они заинтересовались в сотрудничестве. Предложили нам совместную деятельность на территории Кыргызстана. Нам удалось побывать на месторождении, изучить предприятия, которые уже несколько лет как остановлены по абсолютно непонятным мне причинам. Я, конечно, понимаю сложности подземной добычи золота, но там ведь среднее содержание 4-6 грамм на тонну, нам здесь такое даже не снилось!

То есть вы готовы взяться за этот проект в Кыргызстане?

После нашей поездки туда к нам на рудник приезжала кыргызская общественность, советник президента. Затем мы снова поехали в республику, на сей раз встреча была с президентом Садыром Жапаровым. Он пообещал, что в ближайшее время на нас выйдут с конкретными предложениями по работе на территории республики. Надеюсь, что в следующем году начнем продуктивно работать.

Все же в итоге, кто покупает металл самого старейшего золотодобывающего рудника в мире?

Вообще, на 2023 год мы взяли открепление, то есть золото у нас находится в свободной продаже. Это значит, что без согласования с Гохраном мы имеем право продать металл любым частным предприятиям, у кого имеется вся разрешительная документация на этот вид деятельности. Продаем, золото не залеживается.

Известно, что рудник откачивает 1500 кубометров воды в час, тогда как Берёзовский со всеми поселками потребляет 600. Есть какие-то сдвиги в том направлении, чтобы вода не утекала в Пышму, а была полезной для водопользователей?

После визита губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева на «Берёзовский рудник» ситуация сдвинулась с мертвой точки. Надеюсь, что найдем общий язык и начнем снабжать часть Екатеринбурга чистой питьевой водой. В ближайшее время, надеюсь, приобретем у «НЛМК-Метиз» участок водоподготовки. Также благодаря губернатору, депутатам Законодательного Собрания Свердловской области, депутатам Думы Берёзовского городского округа мы, так сказать, выправили сумму на откачку шахтных вод. Если ранее значительная часть этих затрат приходилась на рудник, то сейчас мы вернулись к нашему первичному рамочному соглашению, и область будет выделять нам немного больше. Это – не только наши расходы, это – экологическая безопасность Берёзовского. Не будет откачки – город хоть и не уйдет под землю, но будет серьезно заболочен.

Расскажите, появилось ли в этом уходящем, сложном году какое-то новое оборудование?

Знаковое событие – мы выпустили свой первый электровоз! Сейчас готовимся получить сертификат на металлические крепи. Кризис нам помогает переживать и то, что не нужно закупать у сторонних предприятий, что мы и сами можем производить – вагоны, крепи, электровозы, скипы и многое другое. Строим цех для изготовления всего этого.

В новом, 2023 году, какая перспектива у рудника? Бесконечно бороться с кризисом, оставаться на плаву или наращивать объемы добычи?

Я все-таки надеюсь, что спрос на золото увеличится, Запад поймет, что без России, без нашей сырьевой базы – они обречены. Все вернется в разумные рамки – я на это надеюсь. С другой стороны, мы внутри страны, внутри региона сможем найти давальческое сырье. Мы активно изучаем заброшенные и еще неразработанные месторождения в Свердловской области. Конечно, нужны инвестиции, но учитывая, что на руднике профессиональный коллектив, все оборудование имеется, я не вижу проблем поработать на новых участках.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

66