Меню

Газета "Берёзовский рабочий"

25.11.2022 07:20 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Отпуск на Ирикле, или Пять дней на уральском море

Автор: Вадим и Анна Бочкарёвы

Наше путешествие, о котором мы до сих пор вспоминаем, состоялось в июле. До этой поездки мы не были в отпуске два года и весной решили, что летом нужно обязательно съездить на Ириклу, в Оренбургскую область, повидаться с друзьями. Там, на Ириклинском водохранилище, место встречи нашей компании.

Подальше от города и проблем

С мая начали подготовку: закупили газ, тушенку и многое другое. Нашли списки вещей, которые нами были написаны несколько лет назад, и по ним стали собирать большую парашютную сумку.

И вот день Х настал. Мы загрузили машину и в 18:00 выехали из дома. До места нам было добираться 800 километров. Часов в девять мы пересекли границу Свердловской и Челябинской областей, а к двум часам ночи – границу Башкирии. Решили заночевать в городе Сибай, но там все гостиницы были заняты. Наверно, здесь проходит слет коневодов, пошутили мы и оказались правы. В одной из гостиниц, где нам все же удалось найти свободный номер, администратор сказал с ноткой гордости за земляков, что в Сибай действительно съехались коневоды.

Переночевав, мы выдвинулись в сторону Подольска и всю дорогу хвалили себя за предусмотрительность – за то, что не поехали ночью. Ведь дороги там, можно сказать, и не было. Одни сплошные «акульи гребни» из асфальта. Но мы с честью справились с этой преградой и около Подольска свернули на грейдерную дорогу. До Ириклы оставалось 100 километров.

Для Анны езда по грунтовке стала настоящим испытанием. Но она выдержала ралли по «стиральной доске».

И вот мы уже на КПП, где проверяют нашу машину, и мы заезжаем на территорию Ириклинской ГРЭС. Еще немного – и мы на берегу Ириклы.

За два года, что мы здесь не были, много изменилось. Главным потрясением для нас было то, что вода опустилась на три метра. Только встреча с друзьями примирила нас с действительностью.

Правительственное решение о комплексном строительстве Ириклинской ГРЭС было принято 8 июня 1962 года. В ноябре 1970-го введен в эксплуатацию первый энергоблок мощностью 300 МВт. В декабре того же года состоялся пуск второго энергоблока. После ввода в действие в 1971–1974 гг. остальных четырех энергоблоков в 1975 г. была сдана в постоянную эксплуатацию первая очередь ГРЭС мощностью 1800 МВт. В декабре 1978 г. введен в эксплуатацию энергоблок №7, а 17 ноября 1979 г. с пуском восьмого энергоблока расширение ГРЭС было закончено.

Ириклинская ГРЭС является самой мощной электростанцией на Южном Урале. В структуре станции — 26 подразделения, в том числе 8 энергоблоков суммарной мощностью 2 452,5 МВт (в том числе гидроэлектростанция мощностью 22,5 МВт). Семь энергоблоков имеют мощность по 300 МВт, один из блоков (станционный №2) после модернизации увеличил мощность до 330 МВт.

Расположенная в 20 км от ГРЭС гидроэлектростанция построена в 1958 г. одновременно с Ириклинским водохранилищем для регулирования водности реки Урал. Станция снабжает электроэнергией не только Оренбуржье, но и Челябинскую область, республику Башкортостан. Вырабатываемая станцией электроэнергия экспортируется в Казахстан.

На остров к робинзонам

Главный «адмирал» Александр Французов (Француз) дал нам час на обустройство, а потом – в море на катере, купаться. Местные называют свое водохранилище морем. И не зря: площадь водной поверхности – 260 квадратных километров!

Мы быстро разгрузили машину, поставили палатку и ровно к назначенному времени уже были готовы и стояли у катера «Карась».

С большими трудностями мы вышли из бухты на открытую воду и пошли в сторону Острова Любви, где живут только птицы – белоснежные чайки и угольно-черные бакланы. Пришвартовавшись у острова, мы вспугнули огромные стаи птиц, и они с упреком улетели.

Интересно побывать на необитаемом острове. Местные туристы, в основном молодежь, очень любят проводить там время. Уходят на остров дня на 2-3 и живут как робинзоны.

Раньше на месте этого острова была гора, а под горой была станица Таналыкская, в которой родился русский писатель Правдухин Валериан Павлович. И официально остров носит название «Остров любви к Правдухину». Там даже ему установлен памятник.

Чтобы построить Ириклинскую ГРЭС, было затоплено более 20 таких поселений. Под водой оказались 26000 гектаров. Глубина Ириклинского моря (как называют водохранилище) от 27 до 40 метров.

Ириклинская ГРЭС является самой мощной электростанцией на Южном Урале. Станция снабжает электроэнергией не только Оренбуржье, но и Челябинскую область, и Башкирию. Электроэнергия экспортируется также в Казахстан. Один очень интересный факт – Ириклинская ГРЭС построена из металлоконструкций нашего БЗСК.

Река молодости

Для нас Ирикла – это прежде всего встреча с друзьями, с которыми Вадим служил в Орске. На Ириклу приезжают бывшие сослуживцы из Орска, Саракташа, Оренбурга, Москвы. И вспоминают свою офицерскую молодость. Вадим служил на военном аэродроме "Сокол" в Орске, и все его друзья тоже там проходили службу. На гражданке все нашли свое место: кто-то уже на пенсии, один товарищ служит в МЧС в Оренбурге, а Вадим работает оператором на нашем телевидении.

Во время нашего отпуска мы испытали весь водный транспорт, который был на берегу. Походили на катерах, моторных лодках и на яхте, которую как раз поставили на воду к нашему приезду. Наш друг Александр Французов – легенда Ириклы! Он всю жизнь на воде, служил на флоте и до сих пор ходит и под парусом, и на катере, и на веслах. Как шутят в нашей компании: он и на корыте сможет до Африки дойти.

Не нужен нам берег турецкий!

Мы купались на Ирикле, как на настоящем море: выходили из воды на берег только поесть и отдохнуть, ведь температура была 35-40 градусов! И только вода помогала переносить такую жару.

В те дни, что были в отпуске, конечно, не отказали себе в удовольствии порыбачить. Забрасывали удочку, правда, больше для удовольствия: улов был не очень большой. К слову, заядлому рыбаку на Ирикле рай, ведь она очень богата рыбой. В искусственном море обитают порядка 36 видов и подвидов рыб: судак, сом, сазан, лещ, язь, карась, плотва, окунь, щука, сиг, рипус и многие другие.

Наш рацион был однообразным с точки зрения местных жителей: он в основном состоял из даров Ириклы. Аборигенов этим не удивишь, ну а для нас рыбный стол был только в радость. На завтрак у нас были бутерброды с маслом и соленым рипусом (который мы солили накануне вечером). На обед – уха из окуней, а на ужин – жареные карпы или лещи, или копченые рипусы.

Домой мы уезжали счастливые, отдохнувшие и, конечно, с дарами Ириклы.