Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

29.12.2021 16:22 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Фарит Набиуллин: «Город Березовский обречен всю свою жизнь содержать насосные установки»

Автор: Берёзовский рабочий

Берёзовские журналисты побывали с экскурсией на шахте «Северная» ООО «Берёзовский рудник». Посмотреть на один из старейших в мире золотодобывающих рудников приехали и журналисты с области. Для СМИ была подготовлена обширная и интересная программа, в рамках которой они совершили спуск на 462 и 512 горизонты шахты «Северной».

Берёзовское золоторудное месторождение было открыто в 1745 году, в 1747-м началась эксплуатация рудника.

– До открытия этого месторождения считалось, что в России нет месторождений, которые заслуживали бы государева внимания. Но с открытием этого месторождения все повернулось: 100 с небольшим лет спустя начала работать фабрика, и та золотая лихорадка, которая была освещена Джеком Лондоном, началась на Урале, – рассказал генеральный директор ООО «Берёзовский рудник» Фарит Набиуллин.

90-е годы для предприятия были непростыми: рудник оказался под угрозой закрытия и консервации. Сегодня он занимает третье место по добыче золота в области. По словам председателя Союза золотопромышленников Урала Александра Ястребкова, запасов золота из рудника (более 30 тонн), хватит еще и нашим внукам. О том, как предприятие работает сегодня – в репортаже БР.

Начало спуска.

Чтобы попасть в шахту, посетителям необходимо переодеться. В специальной комнате журналистам выдают гостевые комплекты одежды – термобелье, спецовку (штаны и куртка), перчатки, резиновые сапоги, каску. В шахтной ламповой выдают дополнительное специальное оборудование – налобный фонарь и самоспасатель – прибор, который в случае чрезвычайной ситуации в течение часа снабжает человека чистым кислородом.

После небольшого вводного инструктажа о том, как вести себя под землей, направляемся к клети – небольшой транспортной кабине, которая работает по принципу лифта. Конечно, за годы работы в шахте для горняков спуск – дело привычное. Для журналистов же это несколько нервная процедура, периодами закладывает уши, как в самолете. На глубину 462 метра спускаемся со скоростью 4 м/с, пара минут и мы уже на месте.

В шахте тепло – плюс восемь градусов, но темно и сыро. Здесь посетителей сразу просят отключить камеры и не фотографировать, а внимательно смотреть под ноги: земля не ровная, местами на пути следования стоит вода, то и дело думаешь, как бы не начерпать в сапоги. Доходим до места назначения – Второ-Павловской дайки в 116 блоке.

С помощью переносного ручного перфоратора, который, к слову, весит около 40 килограммов, проходчик бурит проход и углубляется в породу, в которой делается шпур, а после – закачивается жидкая взрывчатка. В течение одной смены специалисты пробуривают в среднем около метра. Взорванная порода вывозится машиной, затем в забой спускаются проходчики, производят его осмотр и приводят его в безопасное состояние. И вновь приступают к бурению. Работа, в прямом и переносном смысле, тяжелая и пыльная. Главное – соблюдать технику безопасности и привыкнуть к сильному шуму, который издает перфоратор. Каждую смену, согласно графику, проводятся взрывные работы, которые, как утверждают специалисты, не слышны для жителей города.

На этом цикл работ не заканчивается. Недалеко от переносного ручного перфоратора расположен буровой подземный станок, который предназначен для бурения глубоких скважин.

– Мы сейчас находимся на дайке, а дайка – это рудное тело, которым пройдена эта выработка. Называется она – штреком. Но штрек не охватывает все простирание дайки, чтобы нам его забрать, мы скважиной дотягиваем до самой дайки, вмещающей породы. Вмещающие породы золота не имеют, золото находится в дайке. Согласно паспорту, мы ее обуриваем полностью от контакта до контакта, вверх и вниз, и после этого заряжаем скважину и взрываем, превращая в горную рудную массу, которую мы в дальнейшем фронтальным погрузчиком направляем в рудоспуск, – объясняет процесс Александр Третьяков, исполнительный директор ООО «Берёзовский рудник».

Станки здесь стоят новые и полностью автоматические. В смену горнорабочие отбивают от 10 до 15 метров скважин.

Вся руда складывается на фронтальный погрузчик. В одном ковше помещается до трех тонн породы, из которой получится всего 1,5-2 грамма чистого золота. Доставляется руда в рудоперепуск – это вертикально пройденная выработка, золотоносную руду грузят в вагоны и доставляют в клеть, а наверху высыпают в шахтный бункер. С бункеров руду самосвалами доставляют на обогатительную фабрику, которая расположена на территории Берёзовского рудника, там ее дробят на мелкие части и производят специальный концентрат, который потом везут на аффинажные заводы для получения слитков.

Еще на 150 метров.

Спускаемся еще на 150 метров ниже – в насосную 512 горизонта. Здесь расположено рабочее место машиниста насосных установок. Главной задачей специалиста является контроль за бесперебойной работой насосов. Сотрудник периодически спускается вниз — в заглубленное пространство, и осматривает оборудование: проверяет температуру, контролирует уровень воды. За всем этим хозяйством уже 12 лет следит Ольга Воротникова.

– Мы смотрим в первую очередь уровень воды, попутно за насосами, проверяем, чтобы аварий не было, – рассказывает Ольга Воротникова, машинист насосных установок.

Нижележащий горизонт – 712 метров. Вода скапливается там, оттуда насосами ее поднимают на 512 водосборник и плюс собирается вся вода, которая бежит по горизонту в два водосборника. А уже с 512 горизонта вода перекачивается на 162 горизонт и уже оттуда выкачивается на поверхность, где в последующем ее использует для технологических нужд на обогатительной фабрике.

Процесс откачки вод остановить нельзя. Город Берёзовский стоит на старых выработках.

– Задача нашего предприятия – обеспечить экологическую безопасность городу. За долгие годы эксплуатации только учтенных незаложенных пустот на нашем месторождении насчитывается около 4,5 млн кубов. Те горные выработки, которые на сегодняшний день являются эксплуатационными, никоем образом не могут повлиять на дневную поверхность. Мы в час откачиваем с двух шахт – «Северная» и «Южная» – полторы тысячи кубов воды. Если посмотреть в масштабах города, жители потребляют всего 600 кубов воды в час. Если не откачивать воду, мы нарушим тот баланс, который сегодня в горном массиве, соответственно, пойдут подвижки какие-то. Город Березовский обречен всю свою жизнь содержать насосные установки, которые сегодня находятся в эксплуатации, либо придется выселять город, – отметил Фарит Набиуллин.

Сегодня на ООО «Берёзовском руднике» трудится больше 1200 специалистов. В составе рудника две горнодобывающие шахты: «Южная», «Северная» (вместе с «Центральной») и обогатительная фабрика.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

170