Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

10.11.2021 15:00 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Золотая история. Бои под станцией Монетной.

Автор: Татьяна Чечвий

Памятник красногвардейцам во дворе МТРЗ.

В 1967 году в поселке Монетном появилось два памятника, посвященных героям гражданской войны: на площади около Монетного трактороремонтного завода и на 39-м километре железной дороги Свердловск – Реж.

На мраморной доске памятника у МТРЗ выбито: «Неизвестным героям-партизанам из отряда П. Хохрякова. 1918 г. Вечная память солдатам Революции». На доске второго обелиска такие слова: «Вечная слава героям гражданской войны». На другой стороне знака увековечены 56 фамилий бойцов 1-го горного Советского полка, погибших в этих местах 15 августа 1918 года. Еще один боец, не указанный в списке, похоронен в другом месте.

История в машинописной книге

Да, в Берёзовский завод казаки и белочехи вступили без единого выстрела, но здесь, в районе Тепловского кордона (сегодня это поселок Ключевск), шли самые настоящие бои. И спустя полвека, в начале 1960-х годов, были заметны следы окопов, а в лесу находили оружие и пустые винтовочные гильзы.

Подробностей о событиях августа 1918 года в районе станции Монетной и Тепловского кордона в официальных исторических исследованиях вы не найдете – не тот масштаб, были сражения гораздо серьезнее и кровопролитнее. Тем ценнее материал, собранный монетнинским краеведом Степаном Ивановичем Фефеловым, положенный в основу его книги «Бои под Монетной». Эта книга, отпечатанная на пишущей машинке, существует с 1967 года всего в нескольких экземплярах и хранится в музеях школ Монетного и Лосиного, а также в городском музее (сейчас – музей золота). В ней можно найти детальное повествование о том времени, мы же остановимся на кратком пересказе двух эпизодов гражданской войны, которым посвящены памятные знаки.

«Расстреляйте хоть сейчас, хоть после»

… Через станцию Монетную один за другим идут поезда. Красные оставляют Екатеринбург. Местные железнодорожники тревожно наблюдают за этой картиной. Не хочется верить, что война может прийти сюда, в этот тихий лесной уголок. Утром 25 июля телеграф принес весть о том, что белые вошли в Екатеринбург…

Спустя два-три дня из Берёзовского завода прибыли казаки. Эскадрон 3-го Уфимо-Самарского полка, насчитывающий 120 сабель, прибыл на станцию Монетную. Расквартировался в заброшенных казармах Второго Благодатного рудника. Штаб эскадрона разместился там же, а комендатура – в одной из комнат вокзала. Военный комендант командовал в поселке и на контролируемой эскадроном территории.

Без его разрешения никто из жителей не имел права отлучаться со станции. С 10 часов вечера и до 8 утра нельзя было появляться на улице. Коменданту докладывали о каждом постороннем человеке. За нарушение одного из этих пунктов полагался расстрел. Служащие станции работали на своих местах. Внешне все было как раньше...

По правде сказать, тогдашние жители Монетной в событиях, происходивших в России, толком не разбирались. Рудники еще в начале Первой мировой были закрыты. Рабочие разъехались, а оставшиеся четыре-пять семей, жившие доходами от своего хозяйства, политикой не интересовались.

На железной дороге рабочих и служащих было немного. Поэтому тихий малолюдный уголок не обращал на себя внимания ни большевиков, ни меньшевиков, ни анархистов, ни монархистов. Только бывшие солдаты царской армии, полгода назад прибывшие домой, проявляли интерес к политике. Это были стрелочник Николай Павлович Горчаков и путевой обходчик Александр Тарасович Калистратов. Они находили общие темы для разговоров с казаками и их командирами, через них узнавали о событиях в стране и положении на фронтах.

Красноармейские полки на Урале оставляли город за городом. Казаки ждали скорой развязки, мечтая разъехаться по домам. От безделья они занимались мародерством, воровали продукты, кур, овец. Но жаловаться коменданту жители боялись.

В один из дней, накануне боев под Монетной, местные железнодорожники стали свидетелями зверской расправы над двумя разведчиками красных, попавших в руки казачьего разъезда.

Привели их сначала в штаб сотни. Там долго допрашивали, били плетьми. Потом четыре казака повели их на станцию к коменданту. Снова повторились допросы и избиения. Один из разведчиков молчал, второй же, паренек лет восемнадцати, твердил:

– Расстреляйте хоть сейчас, хоть после – ничего не скажу!

В лесу, саженях в пятнадцати от железной дороги, напротив вокзала, их заставили копать себе могилу.

На прощанье друзья обнялись. На их лицах не было ни страха, ни слез, вспоминали очевидцы. На расстреле разведчики держались стойко, не потеряли присутствия духа. Расстреливавшие их казаки были немало удивлены. Особенно их поразило бесстрашие молодого красноармейца.

Позднее казаки рассказывали стрелочнику Горчакову, что разведчики не дали никаких показаний. По документам оба были из Уфалея…

Тепловской кордон держался до последнего

После занятия Крутихи хохряковцами белые стали укреплять подступы к станции Монетной. Всю станционную прислугу заставили рыть окопы на северной стороне от казарм.

Ранним утром 14 августа авангардная группа части отряда Хохрякова под командованием его помощника Матвеева и 1-й роты 1-го горного полка под командованием Калинина появилась в районе Тепловского кордона со стороны Крутихи.

Прошли кордон и дровяной склад, не встретив ни одной живой души. Уже подошли к железнодорожному мосту у речки Ельничной, когда заметили в глубине леса за мостом оседланных лошадей. В это самое время с ближайшего пригорка застрочил пулемет и начали стрелять из винтовок.

Бойцы открыли дружный огонь, и первая атака была сорвана. Спустя некоторое время, обрывая ветки деревьев, со свистом хлестнула по земле шрапнель. Пушка белых находилась где-то совсем близко. Выстрелов ее не было слышно. Они сливались с разрывом снарядов…

В этом бою бойцы отряда Хохрякова и первой роты 1-го горного полка дрались стойко и самоотверженно. Несмотря на сильный огонь противника, они окопались и держались в течение 5-6 часов, до прихода других частей.

Ночью хохряковцев и первую роту сменила 3-я рота горного полка. Хохряков направил ее вместе с блиндированным поездом удерживать до особого распоряжения занятые позиции на Тепловском кордоне. Первая рота была отправлена в Реж в распоряжение полка, а хохряковцы отошли к станции Крутиха…

Белые, узнав, что силы их противника малочисленны, пошли в наступление. Около полудня 15 августа под прикрытием пушки, установленной на площадке впереди паровоза, белочехи выступили.

С блиндированного поезда красных ответили пулеметы. Цепи белых залегли по обеим сторонам железной дороги в районе моста через речку Ельничную. Невидимая из-за поворота дороги пушка посылала снаряд за снарядом, осыпая красноармейцев картечью. Появились первые убитые и раненые…

Взвод Ильмурзина, выдвинутый далеко вперед по левому флангу, оказался отрезанным от основных сил. До глубокой ночи здесь шла перестрелка. Когда у осажденных кончились патроны и гранаты, они бросились в штыковую атаку.

Оставшаяся в живых горстка раненых храбрецов была захвачена в плен. Доведенный до бешенства стойкостью и упорством, с каким боролись эти безусые, не обученные военному делу парни, чешский офицер – начальник Монетного боевого участка поручик Пейржило после боя, на второй день утром учинил над ними зверскую расправу…

Небольшая группа красноармейцев, отступавшая вдоль полотна железной дороги под обстрелом поезда белых, погрузилась в стоявший в тылу свой блиндированный поезд… Поезд осторожно начал отходить назад. Прошли версты две, как вдруг ночной воздух распорола пулеметная очередь. Машинист прибавил ходу, но тут случилось то, чего боялись все. Поезд на полном ходу вдруг сошел с рельсов, прокатился вдоль линии метров тридцать и остановился.

Так же, как и взвод Ильмурзина, экипаж поезда бился до последнего патрона. Бой за кордон продолжался до тех пор, пока не погиб последний пулеметчик экипажа…

Дорого заплатили и белые за свою победу. Много чехов после того боя остались лежать в чужой земле около маленького болотца на 42-й версте небольшой уральской железной дороги…

В неравном бою под станцией Монетной 15 августа 1918 года погибло 57 бойцов и командиров 1-го горного Советского полка. Все они были добровольцы Красной армии. Из них 44 человека из 3-й роты, преимущественно башкиры Уфимской губернии. Восемь человек – пулеметчики, три – кавалеристы, один телефонист из команды связи полка и один связной. Все тринадцать человек – рабочие Нижнеуфалейского завода.

… Несколько лет Степан Иванович Фефелов вел работу в архивах, разыскивал участников и свидетелей тех давних боев, вел большую переписку и буквально по крупицам собирал сведения. Ему удалось не только восстановить хронологию событий пребывания белых войск в нашем районе, но и выяснить имена похороненных в братской могиле бойцов. Безымянными, к сожалению, остались разведчики отряда Павла Хохрякова, памятник которым установлен на площади около Монетного трактороремонтного завода. Но подробности их гибели нам известны благодаря свидетельствам очевидцев, вошедшим в книгу «Бои под Монетной».

Врезка:

Первый горный Советский стрелковый полк – вооруженное формирование РККА в годы Гражданской войны. Сформирован в июле 1918 г. приказом по войскам Северо-Урало-Сибирского фронта в Нижнеуфалейском заводе в основном из местных рабочих-добровольцев, а также остатков личного состава отступивших в Нижнеуфалейский завод красногвардейских отрядов. Первый бой принял под Ункурдой (ж/д станция в 25-30 км к юго-востоку от Ниж. Уфалея). Участвовал в крупных сражениях под ст. Богданович, Режевским заводом (июль 1918), на ст. Крутиха, Монетная (авг. 1918; Егоршино, под с. Шогрыш, Ирбитским заводом, у Тепловского кордона, под Алапаевском, Тагильским и Кушвинским заводами. После боев под Верхотурьем в ноябре 1918 был расформирован. В память о погибших бойцах полка в 1967 году был установлен обелиск близ ст. Монетная

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

382