Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

24.08.2018 11:27 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ЮБИЛЕЙ РУДНИКА: Золота хватит всем!

Автор: Лилия ЯНЧУРИНА
корреспондент

Фото Александр Ежъ Осипов

Юбилеи случаются только раз в пятилетку, а берёзовские горняки отмечают круглые даты дважды: первая связана с открытием месторождения Ерофеем Марковым, случившемся в 1745 году, вторая – с моментом закладки первого, Шарташского, рудника и началом промышленной разработки золота в 1748-м. Соответственно, город и рудник нынче – большие именинники!

То, что Берёзовский знаменит двумя мировыми открытиями – золота рудного (коренного, жильного) и россыпного, «песошного», знают многие. Но мало кто наслышан, что сама подземная кладовая уникальна, недаром геологи с мировым именем считают для себя честью и удачей спуститься в наши шахты: они манят их, как горы альпинистов. От исследований маститых ученых по Берёзовскому месторождению площадью 68, 8 квадратных километров просто дух захватывает. Ю. Поленов, В.Огородников, В.Бабенко утверждают: его кварцевые жилы с хрусталеносными полостями, заполненными рудными минералами, сформировались аж 305 миллионов лет назад.

Специалистов привлекает сложное строение рудного тела – не прямое, как рельсы или труба, а извилистое и переплетенное, словно змеиный клубок. Для добытчиков – головная боль, для ученых – песня. Во-вторых, месторождение удивляет … низким содержанием драгметалла. Парадокс, но благодаря этому предприятие стало самым долгоиграющим золотым рудником в мире. Как отмечает его генеральный директор Фарит Набиуллин, при высоком содержании на добычу кинули бы большие деньги, запасы отработали в короткие сроки, в итоге местные шахты давно, как родственные на «северах», закрылись, и напоминали бы о них лишь брошенные копры. А у нас еще остается 90 тонн промышленных запасов золота! Это прогнозы, выданные еще в советское время промразведкой.

Надо сказать, все расчеты старой «службы разведки» сегодня подтверждаются, что не скажешь о «профи», появившихся с конца 80-х годов. Данные одной из таких горе-фирм «СУГРЭ» по Второпавловской дайке на бумаге обнадеживали, потому рудник взялся впервые за карьерную разработку участка в Ленинском поселке. Но спустя три года пришлось признать: цифры были откровенными приписками, и овчинка выделки не стоит. Лицензию на проведение работ на арендованной площадке в шесть гектаров сдали, а карьер рекультивировали.

Фото Александр Ежъ Осипов

Чтобы больше не наступать на те же грабли, на руднике в прошлом году создали в составе геологической службы разведочную группу из геологов и бурильщиков и приобрели для нее станки для кернового бурения. Первые результаты ревизии пока не подтверждают предполагаемые запасы «Северной». Но добытчики золота никогда не уповали только на фарт. На горизонте 612 метра они ведут сегодня подготовительные операции, после их завершения здесь начнется выдача руды на-гора.

Обогатительная фабрика нацелена на дальнейшее повышение извлечения золота из исходной руды. Неспроста традиционную на ЦОФ флотацию теснит гравитационный метод: если лет пять-семь назад он давал пять процентов общего объема концентрата, то теперь уже 40, которые в перспективе должны дорасти до 50 процентов. Увеличение выхода гравитационного концентрата позволило снизить потери в хвостах производства, сократить расход электроэнергии и материалов на единицу выпускаемой продукции.

Чтобы снизить траты на покупку электроэнергии, рудник ввел в эксплуатацию два собственных генератора суммарной мощностью 2 МВт, в планах – увеличение генерации для получения не только электроэнергии, но и тепла: тогда старая котельная будет остановлена, вместо нее появится современная модульная.

Перспективной выглядит и работа с давальческим сырьем. Контрагентами выступают золотодобытчики Кыргызстана и Казахстана, которых привлекают более экономичные технологии обогащения руды березовчан. Такую форму экспансии на рынке сырья и развитие международного партнерства Набиуллин считает стратегически правильным. Впрочем, находятся поставщики и по соседству: компания «Градас» в Алапаевском районе второй год добывает для рудника так называемые упорные руды, которые она сама не обогащает. В сотоварищах есть и старательские артели, и все же березовчане не собираются отдавать инициативу в чужие руки: только собственная добыча гарантирует стабильность, а значит рабочие места и высокую зарплату.

Фото Александр Ежъ Осипов

Желающих влиться в рудничный коллектив – хоть отбавляй: у кадровиков на столе лежит стопа из двух сотен заявлений и резюме, и не только ИТР, но и представителей рабочих профессий. Специалистов предприятие готовит и само: за последние два года шесть человек, обучавшихся по целевой программе рудника, получили дипломы Уральского государственного горного университета. Среди новоиспеченных горных инженеров – проходчик Андрей Клюкин и горнорабочий подземный Алексей Огорельцев, оба с «Северной», а также Ярослав Максимов, ставший геологом уже с высшим образованием.

– Коллектив все молодеет и молодеет, и это радует, – отмечает Фарит Минниахметович. – Значит, у нас есть не только значительные запасы золота, но и людей.

Даешь руду на-гора!

По плану 361000 тонн руды должен добыть в юбилейном году рудник. Как сообщил нам главный инженер предприятия Александр Русских, за семь месяцев коллектив перевыполняет основные показатели. И в целом программа 2018-го будет перекрыта на семь-восемь процентов. В конце августа новый забой на 712 метре «Северной» выйдет на сбойку с шахтой «Вентиляционной», значит, горизонт будет обеспечен общешахтной вентиляцией.

Следующий год станет прорывным для «северян»: объем их проходческих работ увеличится на 20 процентов. Вырастут объемы и разведочного бурения. Что касается крокоитового шурфа, то его обустройство продолжается: вскрываются новые жилы, определяется подземный туристический маршрут. Создание музейного комплекса полностью финансируется из кармана предприятия.

Международная премия – за профессиональное мастерство

Восемь горняков – представителей рабочих специальностей в честь Дня шахтера получат международную премию «За профессиональное мастерство». Каждый из них на сегодня – самый лучший в своем деле и достоин того, чтобы о нем знали не только коллеги, но и все земляки. Это горный мастер Валерий Хажиев, проходчик Григорий Симагин, машинист буровой установки Антон Денисов, все трое – с шахты «Северной». На «Южной» гордятся машинистом буровой установки Сергеем Лукашовым, горнорабочим очистного забоя Павлом Кузевановым, проходчиком Алексеем Пашкевичем. На обогатительной фабрике «звездами» стали флотатор Юлия Палкина и машинист питателя Эмиль Шайхутдинов.

Герои рудника

Восемь лет назад на руднике решили создать аллею славы. И каждый год накануне профессионального праздника она обновляется портретами 11 лучших работников предприятия. Нынче удостоились этой чести «северяне» электрослесарь подземный Дмитрий Мальцев, машинист подъмной машины Людмила Ядренникова, проходчик Олег Кырманов; «южане» электромеханик подземного участка Илья Лопатин, машинист насосных установок Раиса Юлдашева, горнорабочий очистного забоя Дмитрий Яковченко; работники обогатительной фабрики машинист крана Оксана Атрачева, аппаратчик-гидрометаллург Наталья Стребкова, а также контролер продукции обогащения Светлана Чистякова, лаборант пробирного анализа Светлана Бердюгина, оператор котельной Елена Перешеина. К слову, Елена Александровна, представитель энергоцеха, посвятила родному предприятию 30 лет.

Все герои аллеи славы в День шахтера получат и межотраслевой знак «Горняцкая слава III степени».

Фото Александр Ежъ Осипов

Неоконченная пьеса для буровой установки

Дальний забой похож на любой другой, только машинисту буровой установки здесь словом обмолвиться не с кем – ни проходчики не заглянут, ни взрывники, и бурит он часами один веер за другим, а чтобы совсем не заскучать, поет песни другу – верному станку. Тот в ответ гудит – то печально, то бодрячком – тоже по настроению. Вот так в музыкальном дуэте и проходит смена.

В какой-то момент Антон Денисов смотрит на потолок и улыбается самому себе: над ним – 462 метра, а Ольга, жена, сейчас летит, «на самолете», как говорят пилоты, на высоте 10 тысяч метров и в другом полушарии, и между шахтером и бортпроводницей – километры расстояния и расставания. Но через несколько часов они встретятся на земле. И глаза опять будут светиться искренним счастьем, как на первом свидании. Работа у обоих такая: замешанная на адреналине, заставляющая ценить жизнь – обыкновенную, с будними хлопотами и маленькими праздниками.

А вечером Денисов помчится на тренировку: сколько себя помнит, без спорта – ни дня: он волейболист, баскетболист и теннисист в одном лице, но серьезнее всего болен футболом: начинал в мини-футболе, потом вышел на большое поле, где, будучи правым полузащитником, каждый раз нацелен не только закрыть оборону, но и отправить прямо в девятку мертвый для голкипера мяч. Впрочем, в команде «Горняк» ему приходится порой и в воротах стоять, и в нападении бегать: скамейка запасных – не слишком длинна. Зато на руднике очередь на трудоустройство в 200 человек, но такому универсальному спортсмену, как Денисов, отказать не смогли. Да и в роли протеже выступил друг – проходчик шахты «Северной», потомственный горняк Михаил Кочетков.

С Мишей они – с детсадовской песочницы. После школы идей у парней особых не было, потому выбрали «Лестех». Поучились мало: из-за футбола вышел конфликт с институтским начальством. Вскоре уже получили студенческие билеты СибГУФКа, но тот, как известно, накрылся медным тазом. Тогда в военкомате сказали: больше отсрочек не будет, пора, молодые люди, отдать долг Родине. Для тренированного Денисова служба в ВДВ сложилась удачно, и заместителю командира взвода усиленно предлагали остаться на контракт. Но он решил, что у него на совести висит еще один долг – неполученное высшее образование. На сей раз решил испытать себя в гуманитарной сфере (наверное, сыграли гены мамы, школьного педагога). Выбрал Уральский гуманитарный институт, а вскоре понял: опять ошибся, и снова аут…

Взяв перерыв, поработал торговым представителем, занимался грузоперевозками на «Газели», но однажды Миша Кочетков посоветовал пойти в шахту: «Просто попробуешь, не понравится – уйдешь!». Это случилось пять лет назад. Поставили Антона стволовым вагонообменного комплекса «Северной». Работа показалась скучной – не то, что проходка, где собрана вся шахтерская элита! Терпеливо ждал вакансии и дождался. Но вот беда: получив бытовую травму, надолго ушел на больничный. Свято место заняли сразу, а когда наш герой после выздоровления появился в отделе кадров, ему предложили стать машинистом буровой установки. «Только не это!» – запротестовал вчерашний стволовой: каждый раз, видя буровиков в загрязненных робах, вечно таскающих какие- то железяки и требующих им помочь с громадиной-станком, он жалел их и не понимал, зачем мучиться на такой работе? Подсластили пилюлю ложкой меда – пойдешь на новую установку!

Молодой, но уже опытный машинист Александр Дунаев стал для Антона наставником и учителем. Причем с талантом психолога: так рассказал и показал БП-85, разобрав и собрав его вместе с учеником по узлам и деталям, что тот просто влюбился в детище Екатеринбургского машиностроительного холдинга, которое бурит взрывные скважины диаметром 85-100 миллиметров глубиной до 50 метров полным, то есть в 360 градусов, веером. Прежний НКР-100 тоже служил шахтерам в очистном забое верой и правдой, но у новичка оказалось немало преимуществ: облегченная конструкция, есть салазки, механизированную разборку бурового става можно проводить без применения ключей, станок быстро собирается и разбирается. А еще он снабжен выносным пультом, на котором сосредоточены все органы управления. Такой пульт позволяет оператору удалиться из опасной зоны и не бояться растревоженной над головой породы.

Словом, Антон Андреевич теперь жизни своей не представляет без БП-85 и уже сам обучает молодых: неспроста нынче признан лучшим по профессии на руднике! А еще он, машинист четвертого разряда, больше не рвется на проходку и считает, что не зря так долго шел, как оказалось, к мечте – работе машиниста буровой установки:

– Вы не представляете, какая она творческая! Я не оговорился: без отбуренных нами глубоких скважин все старания, планы и мечты инженеров, маркшейдеров и геологов останутся лишь на бумаге. Это мы готовим фронт действий взрывникам, которые придут в забой следом и зарядят скважины. Без наших технологических скважин не провести трубу водную или воздушную. А добычные веера – это же песня! Берешь подготовленный геологами проект на бурение блока и творишь красоту – веер из 12 или, скажем, 20 скважин под определенным углом. И никто, кроме тебя, в данный момент не знает, как пролегает рудное тело. Порой через 15 метров вместо предполагаемых 20 вдруг оказывается, что дайка закончилась: полетел шлам вместо чешуйчатого твердого песка. Связываюсь с геологами и маркшейдерами и сообщаю о ситуации. Хотя мы получаем деньги за метры, но никто не бурит лишние, ведь важнее конечный общий результат – килограммы золота.

По цвету песка машинисты знают, попали в жилу или нет: если черный – удача, серо-зелено-желтый – нет. А еще по жиле станок идет мягче и легче, вроде как природа подсказывает: не жалко, берите.

Может показаться, что в свои 27 лет Денисов добрался до высшей ступеньки карьерной лестницы, став обладателем ежегодной премии главы округа как молодой специалист, знаменосцем Первомайской демонстрации и финишером с флагом коллектива на легкоатлетической эстафете на приз БР 9 Мая. Его фото – на корпоративных конвертах, словом, Антон сегодня – лицо рудника. Оказалось, нет. Он учится на четвертом курсе Уральского государственного колледжа имени Ползунова по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», предусматривающей подготовку горных мастеров, начальников участков, техников-проектировщиков. Студент-заочник смотрит еще дальше: на горизонте – дальнейшая учеба в Уральском государственном горном университете и диплом инженера. Он не скрывает, что станет руководителем, но не кабинетным теоретиком, а знающим добычное дело с откатки вагонов и бурения скважин, чтобы с шахтерами разговаривать на одном профессиональном языке.

А как же футбол: молодые не наступают на бутсы?

– Личных медалей, кубков по разным видам спорта – негде дома хранить. Поэтому персональной славы мне не нужно, спорт сейчас для меня – это тонус, общение, позитивная подпитка. А вот рудничный «Горняк», который в своей группе входит в тройку лучших футбольных команд, надо поднять на более высокую ступеньку. Поэтому золотые голы еще обязательно будут!

Шахта «Северная» примет чемпионат мира среди горноспасателей

24 сентября в течение недели на базе Берёзовского рудника впервые в России пройдет чемпионат мира среди горноспасателей. Профессионалы из 16 стран (каждая делегирует около 10 человек) покажут свое мастерство на горизонте 162 метра шахты «Северной». Жить и отдыхать гости будут в загородном лагере «Зарница».

Многие годы Берёзовский рудник обслуживала военизированная горноспасательная часть. Но в 2013-м ВГСЧ втрое подняла цену за свои услуги, тогда золотодобытчики нашли нового партнера – фирму «Промбезопасность». Сегодня она помогает хозяевам ЧМ в его подготовке: ответственность на принимающей стороне лежит огромная.

Документальный фильм про Берёзовские шахты по добыче золота

Улицы Берёзовского с горняцкими названиями

Судя по истории нашего города, два века назад в Берёзовском заводе рудокопов не особо чествовали, хотя само поселение и держалось на добыче золота: улицы в их честь не называли. Исключением стали лишь Нижне-Канавная и Верхне-Канавная, которые шли по двум берегам водосливного канала, прорытого по предложению штейгера Льва Брусницына для отвода воды от открытой им в 1814 году первой золотоносной россыпи промыслов, и находились между Горушками (Коммуны) и Конторной (Кирова).

Зато при Советской власти, возвеличившей рабочий класс, появились односторонняя Шахтеров (от переулка Гортоп до поворота на Изумрудную), Горняков (от Красных Героев до Уральской), Ерофея Маркова (от 1 Северного переулка до Ленина), Нагорная (от переулка Танкистов). За Нагорной сейчас идет Бажова. Одна из самых молодых улиц Советского микрорайона носит имя первооткрывателя россыпного золота Льва Ивановича Брусницына.

Не забудем переулки Забойщиков (от Исакова до Школьников), Рудничный (между Воротникова и Клары Цеткин). Есть и вовсе конкретно топографические названия – поселок ЦОФ (центральная обогатительная фабрика), улицы «Шахта «Центральная», «Шахта 712», «Шахта «Марковская». В честь шахты «Благодатной» наречена одноименная улица. В поселках тоже с уважениям относятся к горняцкой профессии: так, в Монетном есть улица Рудничная, а Старопышминске – переулок Нагорный. А в строящемся микрорайоне «Уют-Сити» первыми появились улицы Старателей и Золоторудная. Историю горожане подкорректировали с уважением и вполне симпатично.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

513