Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

02.12.2018 17:29 Воскресенье
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

УЛИЦЫ ГОРОДА. Революционная

Автор: Лилия ЯНЧУРИНА
корреспондент

Не так давно по меркам истории 7 ноября страна отмечала один из самых своих грандиозных праздников – очередную годовщину Октябрьской революции. Потеплее одевшись- обувшись в морозное утро, начавшееся сосредоточенным надуванием воздушных шариков, народ весело торопился встать в колонны трудовых коллективов, чтобы с песнями и дружным «Ура!» пройтись по площадям родных городов, а потом весело согреться за столом в кругу родных.

И никто, честно говоря, не вспоминал тогда ни выстрел Авроры, ни речи Ленина на броневике, ни миллионы отданных за идею жизней и реки пролитой за революцию крови. Революцию, отметившую в прошлом году свое столетие, до 1927-го сами большевики именовали переворотом, а ее самый преданный певец Владимир Маяковский описывал «звериной, копеечной, двуликой». Сегодня такого праздника в календаре России нет. Но остались повсюду поселения, памятники и общественные пространства, нареченные в честь тех событий. Берёзовский – не исключение: Октябрьский поселок и одноименная улица, площадь Октябрьской революции. Но сегодня, в холодное, присыпанное первым снегом 7 ноября, мы прогуляемся по улице Революционной.

Богатеи и мелкотравчатые

Революционная берет свое начало, как и соседняя Уральская, с Ленина, обе идут параллельно до энергоцеха рудника и шахты «Вспомогательной», напоминая, что родились в городе золотодобытчиков. Потом в середине пути размеренный счет строений прерывается, «подруги» расстаются, чтобы вновь шагать дружно, а после строения № 128 Революционная и вовсе сворачивает на Уральскую и упирается в нее. Дорога же продолжается к современным логистическим центрам и промплощадкам. Особых достопримечательностей здесь нет – частная застройка, занятые новыми производствами бывшие цеха мебельно-деревообрабатывающего комбината, и все же улице несказанно повезло: именно на нейнаходится один из немногих в Берёзовском архитектурных памятников XIX века – бывший особняк купца Гаврилы Рожкова, более знакомый горожанам как военкомат.

Революционной – около двух веков! Поначалу она насчитывала 116 домов и называлась Палкина. Здешними коренными жителями считаются Андреевы, Артамоновы, Беспаловы, Бисеровы, Голендухины, Девятковы, Домрачевы, Истомины, Карповы, Киселевы, Костины, Маркины, Медведевы, Мезенцевы, Немтиновы, Палкины, Пешины, Поповы, Прягаевы, Решетовы, Ситниковы, Упоровы, Черноусовы, Шадрины, Шерстобитовы, Юрьевы, Яговитины.

Среди старожилов улицы – и семья Решетовых, поселившаяся в заводе практически с основания промыслов. Как сообщают исторические источники, родоначальник рода Назар Федот Решетов прибыл из Усть-Кишерти, что недалеко от Кунгура, рекрутским набором 1756 года. Работал рудокопщикоми плотником, в1800-м в 63 года вышел в отставку. Его сын Иван пошел работать десятилетним подростком, спустя много лет в ревизской сказке 1850 года запишут: «Иван Назаров Решетов – отставной 71-го года, вдов. Его сыновья: Степан 50 лет, Василий 39 лет, Прокопий 29 лет». В 1863 году на Палкина проживали уже внуки Назара – Прокопий Иванович и Василий Иванович. В 1901 на улице числится только домохозяйство Никифора Прокопьевича. Фамилия Решетовых известна и сегодня среди березовчан, и нет сомнения, что это потомки Назара Федотовича.

Стояло на улице и питейное заведение. О нем упоминает в историко-этнографическом описании Берёзовского завода настоятельПророко-Илиинской церкви протоиерей Александр Николаевич Топорков. Кстати, нынче исполняется 115 лет со дня смерти священника, прослужившего без малого 40 лет в храмах Берёзовского и похороненного на местном кладбище. Серия статей, опубликованная в 1881 году в «Пермских епархиальных ведомостях», служит замечательным свидетельством пореформенной (после 1861 года)жизни поселения.

«В заводе до 50 деревянных лавок, ежедневно открытых и около 20 лавочек при домах. В продаже чай, сахар, ситцы, сукна, шали, платки, обувь, мыло, мясо, свечи, хлеб разный, табак, пряники и кожи. Торговля производится в розницу и мелочами. Лавки составляют собственность торгующих, одна лавка принадлежит церкви. Церкви же принадлежат существующие на рынке возовые веса. Некоторые из крупных торговцев Берёзовского завода имеют собственного капитала тысяч на 10 и более: они большею частью торгуют хлебом и кожевенным товаром: это самая выгодная торговля. Есть также виноторговцы, мелкие и крупные, имеющие по два, по три и более питейных заведения. Заведения эти год от году умножаются: в 1879 году их было до 23. Все из здешних богатых фамилий – люди не свои, чужие, пришедшие сюда «с голодом в брюхе»! И для других мелкотравчатых торговля здесь так легко наживчива, что совсем даже не требует для себя ни языка, ни азбуки!».

Агап Палкин: жестокий надзиратель или фартовый горняк?

Переиначили Палкина, скорее всего, в юбилейном для революции 1927 году. Но интереснее узнать, кто такой Агап Палкин, чьей неблагозвучной фамилией окрестили улицу. Увы, в изученных нами архивных источниках ничего не удалось найти о нем. Существуют лишь предания, по одному из них, по левую сторону трактовой дороги появился дом помощника начальника каторжной тюрьмы Федора Никитича Сизова, прозванного за его зверское обращение с каторжанами Палкиным (каторга основана в заводе в 1820 году). От дома Сизова начала расти улица, названная по прозвищу первого застройщика. По другой, существовал-таки Агап Палкин, лютый до расправы над рабочими. По третьей, Агап работал на заводе с самого его основания и был учеником талантливого унтершихтмейстера Гаврилы Попова.

Действительно, в документах 1809 года значатся работающие на рудниках Ананий, Никита, Алексей, Иван и Егор Палкины, причем, последний – унтер-штейгер и живет на улице Леровской. Тут же стоит дом Алексея, а Никита хозяйствует на Катаевской, Ананий – на Цветной. Самой же улицы Палкиной в документах еще нет. В 1863 году на весь Берёзовский оказывается всего один владелец дома с фамилией Палкин, зовут его Иван (отчество, к сожалению, отсутствует). К началу XX века Палкины продолжают жить на одноименной улице, еще две семьи обосновались по соседству на улице Пономарева.

На Палкина до революции селились в основном шахтеры – Калинины, Шадрины, Ремезовы, Зверевы. Но обосновался здесь и лавочник Прягаев, торговавший в доме № 82. Соседей по обе стороны баррикады развела революция: ее активными сторонниками оказались Василий Бисеров, впоследствии герой Гражданской войны, награжденный орденом Красной Звезды, Михаил Агафонов, организатор Красной гвардии в нашем городе, Николай Немтинов, Константин Кусков, Николай Юрьев, отправившиеся добровольцами на фронты Гражданской войны. Почти все они погибли за идеалы революции, в которые свято верили.

В Великую Отечественную на защиту Родины с Революционной ушел 41 ее житель. Половина погибла, многие вернулись покалеченными и с боевыми наградами. Вот имена некоторых героев: Лобанов Алексей, Ширшов Петр, Стенин Матвей, Овсянников Владимир, Исупов Василий, Ремезовы Михаил и Александр, Глазырины Иван и Петр, Блажной Андрей, Казанцев Петр, Петуховы Александр, Алексейи Николай, Ведерников Михаил, Патрушев Григорий, Пономарев Леонтий, Губин Федор, Каширцевы Ефим и Павел, Кулешов Александр, Наборщиков Владимир, Рудных Михаил, Дроздов Федор, Останин Николай, Тонков Сергей, Железнов Иван, Стадихин Александр, Волков Георгий, Квасовы Анна и Дмитрий, Пятковы Арий и Вячеслав, Дыгин Николай…

Исторический объект архитектурны на Революционной, 2 , находится в собственности, а значит, зоне ответственности муниципалитета. В 2018 году местный бюджет направил два транша на восстановительные работы: на капитальный ремонт кровли 5 млн 950 тыс. рублей, на частичную замену системы отопления – 176 тыс. 360 рублей.

От кирпичей купеческого особняка – одна беда

Не так много сохранилось информации и о купце Гаврииле Рожкове – хозяине шикарного особняка, занимавшего целый жилой квартал и очень похожего арочными окнами, лепниной, в целом архитектурой классического стиля на другие исторические объекты – дома купцов Бойцовых на Исакова и Советской. Говорили, когда он возводился в 1891 году, в заводе народ сильно бедствовал. Действительно, в компании Асташева, владевшей тогда золотыми рудниками, дела шли не лучшим образом, и Рожков мог выгодно использовать на стройке дешевую рабочую силу. Откуда появились в Берёзовском заводе Рожковы, неизвестно, мелькает информация, что Гаврила занимался скупкой золота. Перед революциейособняк принадлежал уже Ивану Гавриловичу Рожкову – сыну купца, еще один его дом стоял на улице Пономарева, а на Базарной площади двумя торговыми лавками владела Мария Александровна Рожкова.

После переворота 1917 года новая власть здание конфисковала. 26 января 1918 года здесь был оборудован первый кинотеатр Берёзовского, в нем стали демонстрировать тогда еще немые, черно-белые фильмы. Киносеансы по большей части были бесплатными, иногда на них продавали билеты, а вырученные деньги шли на оплату ленты. Киномеханики-любители работали безвозмездно. Позднее объект передали под детский дом. В 1924 году молодой березовчанин Сергей Александрович Дуров из его воспитанников организовали первый в городе пионерский отряд. В 30-е годы в особняке размещалась школа, а 20 лет спустя – городской исполнительный комитет. В 1969 году здесь располагался горздравотдел, потом отдел ЗАГС. Сейчас его занимает военный комиссариат. В эти дни здание, потрепанное временем, переживает настоящую реконструкцию. К счастью, его внешний облик будет сохранен.

Известно, что в создании дома участвовал со своими братьями Михаил Хрисанфович Топорков, однофамилец священника. Изба родителей располагалась на Палкина, а сам Михаил решил в это же время через дорогу, на углу Проезжей и Мезенцева (нынешних Ленина и 8 Марта) построить свое жилье. И в дело пустил кирпич, оставшийся от особняка: им с мастером рассчитался сам Рожков. Потомки Михаила в четвертом поколении хранят эту историю и передают своим внукам, поведали ее и нам.

По воспоминаниям правнука Виктора Арсеньевича Патрушева, дом Топорковых во время советской власти стал Домом природы, но мало кто знает, какая трагедия развернулась в его стенах после революции. Однажды, когда в нем оставались одни женщины, ворвались вооруженные бандиты, искавшие золото. Обшарив все углы и не найдя никаких ценностей, грабители жестоко расправились с домочадцами: милиции пришлось расследовать тройное убийство. В 1923 году, вскоре после пережитого ужаса, Топорковы дом продали, и это спасло их от репрессий. Следующему владельцу повезло меньше: крепкое строение свидетельствовало о достатке, а это было поводом для раскулачивания хозяев. Сын Михаила Топоркова Павел участвовал в Первой мировой войне и служил рядовым 7 роты 696 пехотного Мозырского полка.

А как рассказал нам бывший горняк Владимир Анатольевич Лихачев, в начале прошлого века на Палкина, через дом от купеческого особняка, жила семья Колмогоровых. Владимир работал на шахте, его жена Анна была мастерицей шить, да такой, что в ее нарядах щеголяла не только вся улица и прислуга Рожковых, но и сами хозяева не гнушались делать заказы Аннушке. Ее пять дочерей перенимали у матери швейное искусство, и по заведенной в семье традиции родители к совершеннолетию каждой из девиц преподносили швейную машинку – по тем временам дорогой подарок, который в умелых руках мог стать хорошим источником дохода. Владимир умер рано: шахта сделала свое дело. Дочери, повзрослев, обзавелись семьями. Может, и сейчас живут в Берёзовском их потомки. Известно, что род этот обосновался на золотых промыслах более двух веков назад. Фамилия Колмогоровых встречается в документах 1809 года, Тихон и Николай Колмогоровы жили в то время на Базарной и Старополицейской улицах.

Сосед во дворе добывал россыпное золото

Виктор МАКСИМОВ, Почетный гражданин города Берёзовского (умер в 2012 году):

Улица моя Революционная, по-старому Палкина. Здесь родился не только я, но и мой отец Максимов Иван Васильевич. В детстве мы гордились, что по соседству с нами проживали бойцы Красной Армии Бисеров и Горбунов, учителя Д. Осинцева и К. Шейна, мастера мехзавода И. Буявых и И. Черепанов, горняки А. Елисеев, К. Дубленных, К. Кали­нин, И. Осляков.

Жил на улице старатель, во дворе добывавший россыпное золото. Впоследствии двор и прилегающая к нему часть улицы просели, плохо, видимо, заполнил выработанные пустоты.

До боли жалко наши старые улочки. Жили же, не имея централь­ного отопления, деды и отцы, заготовляли на зиму по 20 м3 дров, сена по три-четыре воза на корову и другую живность, строили дома, но Палкина- Революционная тех лет не превращалась в склады, не зарастала хламом и кучами навоза, как сейчас».

(«Берёзовский рабочий», 10 июля 2008 года).

«Зашагали торопливые столбы»

Как отмечено в Календаре знаменательных и памятных дат, составленном архивным отделом администрации Берёзовского, в 2018 году исполнилось 95 лет начала электрификации Берёзовского завода: летом 1923 года «все жители улиц Проезжей, Палкина, Конторской копали ямы, ставили столбы, а монтеры с электростанции натягивали провода. С конца октября началось подключение улиц к электросетям».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

472