Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

30.04.2017 14:35 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 22.03.2017 г.

ЗЕМСКИЙ ЛЕКАРЬ. Двадцать лет "в дыре"

Автор: Лилия ЯНЧУРИНА
корреспондент

Вряд ли история сохранила фамилии авторов милых названий малых поселков Лосиного – Зеленый Дол, Малиновка, Лубяной, Солнечный, Безречный. Кабы не поэтичное видение жизни этих людей, населенные пункты до сих пор обозначали номерами производственных участков уже бывшего торфопредприятия –от первого до шестого. Впрочем, старожилы на вопрос, откуда вы, порой отвечают: с шестого участка, то бишь, из Зеленого Дола. Надо сказать, что «имена» подобраны по уму и смыслу. По крайней мере, относительно Солнечного сомнений нет: только вы преодолеваете свернувшую с Режевского тракта и густо затененную ветвями березок вперемежку с соснами ровную серую ленту дороги, как солнце с яркого синего неба ослепляет глаза, отражаясь в белом снеге открытой местности. Приехали: Солнечный!

Валентина Докалова на ходу бросает товарке:

– Потом поговорим: тороплюсь в больничку, доктор ждет.

Обострившиеся по весне хвори отправили сторожа ООО «НИИ «Техмет» по переработке вторичного алюминия на больничный лист, теперь пенсионерке предстоит каждый день ставить капельницы и уколы. Дорогу в здравпункт Валентина Павловна знает наизусть, ведь до 1996 года в этом здании находился детский сад, которым она и заведовала. В одну-единственную группу торфозаготовители приводили по утрам своих 24 разновозрастных ребят, но производство со временем свернулось, а садик отдали под здравпункт, обитавший до сих пор в еще более скромном помещении. ЦГБ провел в одноэтажном деревянном здании на Розы Люксембург, 8а (всего в поселке семь улиц) небольшую перепланировку и ремонт, приспособив левое крыло под квартиру медработника. Здесь и поселилась с семьей 21 год назад Вера Владимировна СУМИНА.

О Солнечном наша героиня знала не понаслышке: до этого восемь лет отработала в больнице Лосиного. А всего к своим 63 годам накопила 47 лет трудового стажа. Потеряв рано маму, Вера после восьмого класса приехала из Казахстана к бабушке в Серов, где и окончила медучилище. Потом вернулась в Петропавловск, вскоре оказалась опять на Урале, вышла замуж за военного, вместе с ним обосновалась в Верхотурье, куда супруга направили проходить службу в… лечебно-трудовом профилактории. ЛТП в эпоху СССР входили в систему исправительно-трудовых учреждений, здесь, в закрытых зонах, принудительно лечили и направленных по решению суда наркоманов и алкоголиков, которые должны были и активно работать. В 1984-м Сумины оказались в Лосином: здесь открылось подразделение Верхотурского учреждения, туда и перевели служить главу семейства. Надо сказать, что журналисты нашей газеты любили пошутить по поводу аббревиатуры «ЛТП»: ею одинаково обозначались и Лосиное торфопредприятие, и лечебно-трудовой профилакторий («производственный план в ЛТП успешно выполнен на 150 процентов благодаря новому оборудованию и передовым методам труда»). Потом профилактории отдали здравоохранению, а в 1994 году по указу Бориса Ельцина они были вовсе ликвидированы.

В своей больничке Вера Владимировна – главврач, правда, без подчиненных и помощников, но «земскому доктору», образ которого активно присутствует в русской классической прозе (благодаря Чехову, Вересаеву и Булгакову литература посмотрел на жизнь глазами медика, а не пациента), к этому не привыкать. Если вы предположите, что Чехов, создавший прямо-таки символический образ-профессию – сельский врач, входит в число любимых писателей Суминой, то глубоко ошибетесь: сердце ее принадлежит остросюжетному, как она говорит, Достоевскому и отрицает толстовское непротивление злу насилием. Жизнь, видно, научила не подставлять вторую щеку, а профессиональный долг заставляет бороться за каждого человека, спасать и направлять.

Подопечные же Суминой – это 236 жителей с постоянной пропиской, летом  численность населения поселка увеличивается в полтора раза за счет дачников. Добавим еще семерых гастарбайтеров с участка по переработке вторичного алюминия, развернувшегося на месте прежнего цеха по ремонту тракторов торфопредприятия. В списке пациентов и более четырех десятков жителей соседнего Зеленого Дола, а также Центрального поселка, где, по идее, находится общая врачебная практика.

– Но очереди там огромные, и люди ради экономии времени едут в Солнечный, тем более, автобус ходит по расписанию, это удобно. В Берёзовский тоже не каждый направится: билет теперь стоит в одну сторону 91 рубль…

Из скромности Вера Владимировна, конечно, не скажет, что лосиновцы наведываются к ней вовсе не из-за комфорта, а потому как предпочитают лечиться именно у нее, медсестры высшей категории, имеющей звания «Лучший фельдшер года БГО», «Хранитель традиций земской медицины», победителя городского конкурса среди медработников «Призвание». Больным неважно, что теперь в функционал медперсонала ФАПов входит в основном лишь выполнение назначений докторов из ЦГБ, клиники института мозга, диагностических центров и что у Суминой нет диплома врача. Они давно поняли: последнее компенсируется в значительной степени огромным опытом медика-подвижника. Вера Владимировна знает в лицо и по имени многих жителей Центрального поселка и всех из Солнечного. Помнит  истории болезней, какие препараты помогают, а какое лекарство категорически нельзя назначать, кому действительно нужна медицинская помощь, а кому достаточно доброго слова. По тому, как старушка поднимается на крыльцо фельдшерско-акушерского пункта и как дышит, уже ставит ей предварительный диагноз.

К старикам у нашей собеседницы – глубоко уважительное отношение: ее гордость – 93-летняя Екатерина Алексеевна Нефедова и 92-летняя Валентина Трофимовна Зырянова, которые еще сами себя обслуживают, могут дойти до ФАПа, не потеряли интереса к жизни, хотя торфоразработки забрали немало здоровья. Всех, кто моложе этих бабушек, «доктор» называет девочками. Одна из них, Валентина Русских, пришла поставить уколы от остеохондроза, заработанного, видно, тоже на добыче торфа: Валентина до льготной пенсии работала помощником машиниста, а потом перешла в филиал фабрики «Спортобувь». Сегодня этих производств нет, что очень огорчает пенсионерку: молодежи в поселках Лосиного трудоустроиться непросто.

Удивительно, но проблема безработицы болезненна и для Веры Владимировны: когда мамы и папы бездельничают, дети оказываются бесхозными, запущенными и недокормленными. Легко выявив такую «ячейку общества», она начинает бить во все колокола, тормоша управление социальной политики и местную власть. Понятно, что принципиальность медика для некоторых местных – горькая пилюля. Сумина недовольна и тем, что не решается вопрос с доставкой детей из поселков в школу Лосиного: одного рейса категорически мало, ученики, выехавшие на уроки ранним утром, вынуждены после их окончания часами сидеть в классах или болтаться по улице в ожидании обратного рейса. Решений два: или пустить второй автобус, или открыть в школе группу продленного дня, которая принимала бы всех детей из отдаленных поселков. 

– Пока смертность населения Солнечного превышает рождаемость, но картина стала меняться в лучшую сторону: благодаря материнскому капиталу молодые семьи решаются обзавестись вторым малышом. К тому же у нас покупают на средства МСК недорогие квартиры. Привлекают блага  цивилизации – баня, центральное отопление, водопровод, магазин…

Вот и четырехлетний Сережа Гаврилин, пришедший в ФАП с мамой Раей на прививку, представляет новое поколение поселка. Как рассказывает Раиса, познакомилась с будущим мужем по интернету, переехала к любимому из Новоуральска, поженились, жить стали в Солнечном. Поскольку садика в поселке нет, то нашли работу по графику, чтобы не оставлять сына дома одного. Это к вопросу о желании и возможностях найти работу и жить достойно. 

Детвора Солнечного – 11 неорганизованных малышей и 15 подростков – под неусыпным оком земского медработника: она им делает прививки с самого рождения, сегодня это вакцинация от пневмококковой инфекции. Удивительно, но и взрослые жители, несмотря на то, что препараты надо покупать самим, охотно ставят прививки против гриппа и клещевого энцефалита. Это привычка людей, работавших всю жизнь в лесу или на торфодобыче.

День сельского медика расписан по минутам: в первой половине – прием, процедуры, во второй – обслуживание вызовов на дому, работа с документами. После 16 часов к «срочным» больным должна приезжать скорая помощь, но жители зачастую вечером или даже ночью стучат в дверь квартиры своего «доктора». Конечно, примет, поможет и даже шоколадку не возьмет: говорит, стыдно, ведь на дню она встречает каждого земляка по… пять-шесть раз, многие родились и выросли на ее глазах и теперь приводят к ней своих деток.

Конечно, как и чеховских земских докторов, Веру Владимировну гнетет однообразие провинциальной действительности: дом  – работа через стенку, одни и те же манипуляции, личная жизнь – как на ладони, только и гляди, чтобы не выплеснулась, как вода в ведрах на коромысле. Для этого надо идти по дороге исключительно прямо и ровно, не спотыкаясь и не бегом. Но кому это удавалось? 

Сегодня она живет с младшей дочерью Анастасией и с одним из трех внуков. Одиннадцатилетний Иван – ее отдушина, гордость, надежда. Парень растет на редкость организованным и целеустремленным: добирается из лосиновской школы в поселок на рейсовом автобусе, пока тот доезжает до Зеленого Дола и возвращается в Солнечный, успевает переодеться, перекусить, схватить спортивную сумку и заскочить в автобус, чтобы доехать до Березовского. Здесь, в СОК «Лидер», он тренируется в секции дзюдо у Владимира Пестича. Домой приезжает с оказией: или мама заберет, или соседи. Так происходит трижды в неделю уже четыре года подряд. В субботу подросток отправляется на тренировки в Екатеринбург. Бабушка тоже не киснет в четырех стенах: в день нашего визита в ФАП она собиралась в Окружной дом офицеров на вечерний спектакль «Любовь и голуби». Недавно посетила ледовое шоу Авербуха.

– Для меня Солнечный – это не место ссылки, и женой декабриста я себя не чувствую. Счастливым можно быть везде, тем более что профессия медика дает реальный шанс быть счастливым счастьем других. 

Быть ли модульному ФАПу в Солнечном?

Вопрос необходимости строительства модульного здания фельдшерско-акушерского пункта в Солнечном озвучили министру здравоохранения области депутаты Заксобрания СО Вячеслав Брозовский и Думы БГО Николай Киндрась. А какова позиция администрации ЦГБ по этой проблеме?

– В первой половине года решения ждать не приходится, – ответил нам  начальник амбулаторно-поликлинической службы горбольницы М.КИНДРАСЬ. – Все прояснится в июне – будет модуль или нет. Если появится возможность его получить, то «надо брать». Иначе придется решать проблему старого здания ФАПа, который уже не соответствует современным требованиям. Земельный участок под модуль определен и согласован с главой.  

«На территории Берёзовского городского округа функционируют 5 фельдшерско-акушерских пунктов и 4 общеврачебных практик, оказывающих медицинскую помощь 17 тысячам 158 жителям села. »

Работа есть, было бы желание работать

Алексей МОКРЕЦОВ, глава поселка Лосиного:

- С трудоустройством в Лосином ситуация не слишком оптимистичная: по данным центра занятости, из 78 зарегистрированных безработных 18 процентов – жители  села, в том числе 12 лосиновцев. Но, судя по тому, что на наших предприятиях трудятся монетнинцы, режевляне, березовчане, найти работу можно всем. Другое дело, что вакансии не совпадают с чьим-то профессиональным интересом, тут, действительно, выбор ограничен. Но такая же ситуация и в Берёзовском: сотни  людей ездят на работу в Екатеринбург. Кстати, местные производства все же предпочитаю и местных специалистов. Так произошло с НПП «Гаммамет», находящимся в Центральном поселке. Поначалу сюда принимали жителей соседних городов, но постепенно их сменили лосиновцы.

Мы очень рассчитываем на  новое предприятие «УралТорфРесурс» в Зеленом Доле. На торфомассиве Малорефтинский он постепенно разворачивает деятельность и уже проявил себя с самой доброй стороны: по просьбе территориального отдела привлек для восстановления осушительной сети на «торфянике» специализированное предприятие, и даже в жаркое лето за счет поддержания водного баланса не было ни одного загорания в районе Зеленого Дола. «УралТорфресурс» выиграл конкурс на добычу торфа, у него есть лицензия на эти виды работ, все упирается в подписание договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Уж очень долго министерство природных ресурсов и экологии РФ рассматривает вопрос: ждать надо год-полтора. Хозяева предприятия намерены принять на добычу сельскохозяйственного торфа именно местные кадры. Так что у жителей Солнечного, Зеленого Дола, других малых поселков появится шанс трудоустройства рядом с домом.  

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

203