Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

27.09.2017 21:00 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ОБХОД ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ. С каким настроением лесники встретили свой праздник

Автор: Даниил БАЛАН
корреспондент

Свой 70-летний юбилей готовится отметить Берёзовское лесничество. Все эти годы его специалисты стоят на страже зеленого богатства городского округа, заботясь о его судьбе. Накануне знаменательного события мы пообщались с ветераном предприятия, Владимиром Ивановичем Перепелкиным, чья жизнь и после ухода из хозяйства долго оставалась связанной с ним. 

– Однажды, еще в школьные годы, с отцом поехали в лес. Нам нужно было строить колодец, погреб, и для этого потребовался дуб. Приехали в лесничество, и нам отвели для порубки какие-то корявые деревья. Я спросил у отца, почему такие, ведь рядом хороший дуб растет?  Он сказал, мол, так положено. Позже лесник объяснил: проводим рубки ухода, плохие деревья выбираем, а хорошие оставляем. Это меня заинтересовало.

После школы поступил в Хреновской лесотехникум имени Георгия Морозова, что в Воронежской области. По распределению в 1970 году попал в Берёзовский лесничим, стал осваивать азы профессии на практике.

Часто приходилось вспоминать Аркадия Райкина: «забудь индукцию, забудь дедукцию, давай продукцию!» Составил я первый отчет, а бригадир отказывается подписывать наряд: премии нет. Дело в том, что за каждый перевыполненный процент полагались два процента премии. Максимум – 135. Тогда я позвонил в управление лесхоза, приехал экономист и объяснил мне, где я ошибся: бригада затачивала пилы, заменяла сломанные топоры, делала эстакаду, чинила телеги, на которых ездила до лесосеки. А я  упустил это из виду: в техникуме-то этому не учили! Составили дополнительные наряды  – как раз вышло перевыполнение плана и 120 процентов премии. Бригадир сразу подписал наряд.

Помню, в мае надо было заниматься посадкой леса. В июне отрапортовали о проделанной работе. А вышло так, что порубка и уход у нас оказались на нулевом выполнении. Языком лесника – отвода не было. На техсовете «воспитали» по полной программе.

Я собрал лесников и объясняю всю патовость ситуации. А коллеги  – люди со стажем, ответили, что ничего страшного нет: «Выполним – не впервой!». Сделали отвод, провели работу с населением – в результате обязательство выполнили и получили премию. Вскоре наше участковое лесничество заняло первое место в хозяйстве.  

Владимир Перепелкин

Я уходил и возвращался сюда. Если посмотреть на сегодняшнюю жизнь лесничества и на ту, что была в мое время, то никакого сравнения нету. Во-первых, существовали лесники. Раз в неделю они ходили по своему участку, следили за рубками, охраняли территорию от пожаров, вредителей и браконьеров. Если ловили самовольщиков, то сразу наказывали. А еще заготавливали сено и поставляли его в совхоз «Шиловский».

Следили за качеством проведения рубок – существовал план, и от него нельзя было отклониться ни на шаг: положено при проведении проходных рубок выбирать десять процентов – значит, столько и выбирали. А еще в питомнике хозяйства выращивали сосну обыкновенную: минимум два миллиона сеянцев должны были появиться в посевном отделении. Попробовали однажды посадить кедр, но он не прижился: вороны воровали его всходы, накрывали их лапником – все равно не спасало.

Также в питомнике занимались селекцией: прививали кедр на сосну, например. В первый год с весны до осени приживаемость была высокой – до 70 процентов, но весной, увы, вышли в ноль: у сосны ствол тонкий, у кедра – толстый, снег выпадает – их отваливает, и деревья погибают.

Когда понял, что знаний техникума мне мало, решил поступить в Уральский лесотехнический институт. С отличием окончил его и снова пришел работать лесничим уже Берёзовского лесничества.

Темой своего дипломного проекта я выбрал создание мест отдыха в Шиловском лесопарке. Там была территория более 700 гектаров. Идея была не только моя, она была общая с директором предприятия Владимиром Чубарковым. Когда подкралась дипломная пора, я спросил у него, какую тему лучше взять, чтобы потом ее не класть в стол, а реализовать. В общем, сошлись на лесопарке. По этому профилю, лесопарковому лесоустройству, я пошел к Гальперину Михаилу Исааковичу. Он многое мне рассказал и объяснил. Я обошел все эти гектары вдоль и поперек, все тропинки, дорожки и видовые точки. Были намечены посадки, рубки, тогда же была спроектирована Тропа здоровья. Очень хотелось на Шиловской горе сделать спуск, чтобы можно было на лыжах кататься, но не получилось.

После окончания института и защиты проекта мы начали строить беседки-остановки на Мочаловке, возле газопроводов Сарапулки и за Старопышминском.

Работали мы и со школой №5: предоставляли ей пиломатериал, чтобы ребята делали скворечники. С подшефными переносили муравейники – их разделяли на части и ставили в другое место, размножая тем самым количество муравьев. Ребята также выходили на дежурство, проводили охрану от пожаров, во время нереста берегли от браконьеров рыбу на Белоярском водоеме.

Но вскоре судьба и партия распорядились так, что случилось пойти в органы местного самоуправления: меня избрали председателем Сарапульского поссовета. Проработал там шесть лет и снова вернулся в лесничество, но уже главным инженером. И пришлось заниматься не ведением лесного хозяйства, а переработкой древесины от рубок ухода. И моей задачей стало как можно больше выдать качественной продукции с добытого леса. Занимались лесопилением, делали штакетник: тогда все предприятия выпускали товары народного потребления.

Я не жалею, что связал свою жизнь с лесничеством. Жаль только, что мало пришлось поработать в этой отрасли: всего семь лет. Но будучи председателем горисполкома, занимался защитой территории при чрезвычайных ситуациях, так что далеко от леса не ушел. Помню, в выходные дни, в майские праздники люди ходили массово в лес, жгли костры. Работы было много. Но тем не менее я всегда был против того, чтобы людей не пускать в лес. Люди должны использовать то, что дано природой, просто бережно к этому относиться. Шлагбаум на входе в лес и постоянные запреты – это не совсем правильная политика.

Годы моей работы были для лесничества золотым временем. Лес был узнаваемый, отвечал своим требованиям и названию, да и отношение у людей к нему было другое. Сейчас леса отдали в аренду, и контроля, который был раньше, не стало. И проходят сплошные рубки ради бизнеса определенного лица. А не ради общего блага государства и муниципалитета. К тому же получаем многомиллионные убытки от самовольных рубок.   Прежде я не слышал, чтобы кто-то говорил о необходимости спасения населенного пункта от пожара. Были засушливые годы, горели и торфяники, но чтобы выгорали целые деревни – не было такого! А сейчас запросто. А это комплексная проблема. Мы перестали содержать коров, и некому стало есть траву вокруг деревни, а ведь она  – основной «корм» для пожаров.

Чтобы перспективы лесного хозяйства были более оптимистичными, законы должны писать специалисты, которые сами с потом и кровью прошли по этим местам. Пока все отдано на откуп юристам, не разбирающимся в лесных делах, порядка не будет.

То, что сейчас написано в законах, годится для лесного бизнеса, а не для лесного хозяйства. И это грустно… Но наша жизнь все ставит на свои места. Просто это сейчас – своего рода болезнь. Нам нужно просто переболеть, и мы избавимся от нее, неизбежно придем к исцелению. Даже если будет такое истребление леса – сама жизнь заставит вернуться к старым лесным порядкам. В школу же вернулись уроки труда и астрономия. Почему бы и в леса не вернулись лесники?

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В этом году в Берёзовском лесничестве лесные культуры посажены на площади 183,8 га, план перевыполнен на 12%, а дополнена ими территория в 174 га (перевыполнение составило 76%). Уход за культурами выполнен на площади 747 га, посеяны в питомнике сеянцы на площади 2,5 га, заготовлено 1020 кг семян сосны и ели, которые будут использованы и в других хозяйствах области.

Минерализованные полосы и устройства противопожарных разрывов появились на площади 153,5 га. Коллектив обустроил нынче 16 мест отдыха, реконструировал 12 км дорог противопожарного назначения.          

Владимир Чубарков

В умелых руках и пустынный полигон зеленеет

Владимир Ипполитович Чубарков. Самый известный и опытный  руководитель Березовского лесничества. Человек-легенда: за 40 лет, что он посвятил хозяйству, оно стало образцово-показательным.

Начинал он свой путь практикантом Уральского лесотехнического института. Поэтому, когда пришел работать в коллектив, вопросов к нему не было. В 1961 году стал лесничим, а шесть лет спустя – директором предприятия.

Чубарков много сделал для лесничества: построил контору, уютное, красивое помещение, не уступающее европейским офисам. Вслед за конторой соорудили гараж, цex по переработке древесины, химическую станцию. Была в те годы у него мечта создать шишкосушилку по собственной задумке. Она была безотходной, принципиально отличающейся от многих подобных сооружений выходом качественных семян ели до 20% и высокой производительностью. Построили баню на территории лесхоза. Баня получилась славная!

Помнит Владимир Ипполитович, как они засаживали полигон, доставшийся им от завода в Пышме на пятачке в 30 гектаров, где раньше был танкодром. Весь утрамбованный, да еще местами до 30 сантиметров покрытый щебенкой. Пыль и ни одной травинки: вспахивать бесполезно. Решили попробовать прямо в щебенку посадить саженцы, только убрав мелкие корни и оставив сильные, основные. Задумка сработала – через два года полигон зазеленел. Теперь там стоит густой, красивый лес – сосны рядок к рядку.

И по сей день Владимир Ипполитович не оставляет родное лесничество – все время справляется о том, как идут дела у коллег, держит в голове множество мыслей о том, как улучшить работу родного предприятия. Одно время обдумывал идею создания бригад механизированной охраны лесов – своего рода лесных отрядов быстрого реагирования с полицейскими в экипажах для максимально оперативной ловли браконьеров и незаконных порубщиков. Она и сейчас выглядит весьма актуально.

Сюжет телекомпании "Век телевидения"

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

69