Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

18.05.2017 12:40 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

МОЖНО В ЛЕС? И если можно, то чего в нем нельзя?

Автор: Даниил БАЛАН
корреспондент

В редакции «Берёзовского рабочего» начал работать дискуссионный экологический клуб. Городские экоактивисты встретились в редакции с представителями заповедника «Денежкин Камень» и руководством Берёзовского лесничества. Общественники обсудили с профессионалами природоохраны спасение лесов от пожаров, незаконных вырубок и человеческой безграмотности. На собрании присутствовали активные жители Берёзовского городского округа, главный специалист по экологии мэрии Оксана Кинева и депутаты Думы Сергей Чепиков и Михаил Кочемасов.

Квадрик – не враг леса. Враг леса – водитель

Кто-то считает, что квадроцикл в лесу ничего не нарушает. Но также есть и другое мнение по поводу квадроциклов – что им на территории леса делать совершенно нечего.

– Скажу фразу, которую часто приходится говорить, – начал директор Берёзовского лесничества, потомственный лесничий Александр Петров. – Как говорил мой дедушка в свое время – раньше лес воровали на лошади и лесник тоже ездил на лошади. Сейчас лес воруют на грузовиках, а лесник и вовсе пешком ходит. Причем один. С 2008 года, когда прошла масштабная реформа, штат лесничества сократился катастрофически, а прогресс идет вперед и догнать тот же квадроцикл на наших уазиках практически невозможно.

Сотрудники лесничества подозревают, что гонщики-квадроциклисты могли стать причиной пожаров на торфяниках поселка Лосиного. Торфяники вспыхнули в 2009 году. Согласно предположениям лесничих, пламя вспыхнуло как раз после того как экстремалы ударили квадропробегом по торфяным разрезам.

В таких ситуациях не помогает даже наличие искрогасителя. Квадроцикл – это мощная техника, которая легко перегревается. А торф – он как порох. Проехались по нему, где-то упала единственная искра, экстремалы уже уехали довольно далеко от этого места – и через сутки лесничие поехали воевать с пожаром по их следам. В районе торфяника находили следы колес квадроцикла – но где теперь найти возможных виновников возгорания?

Как отмечает директор заповедника «Денежкин Камень» Анна Квашнина, главное, что надо помнить в разговоре о квадроциклах – это правила пожарной безопасности в лесу, прописанные во всевозможных постановлениях и регламентах. В самих квадроциклах нет никакой проблемы – это замечательная техника с огромной проходимостью. Проблема есть в водителе, которому может быть совершенно безразлично соблюдение правил пожарной безопасности.

Гулять – гуляйте. Но не жгите

С 15 апреля на территории Берёзовского городского округа введен особый противопожарный режим. Согласно постановлению, нельзя не только разводить костры и гонять по лесу на технике – но даже в принципе пересекать черту лесной границы. Конечно, поймать и инструктировать на тему пожарной безопасности каждого туриста и грибника невозможно. Власти должны что-то сделать, чтобы спасти лес – но полномочий у них не слишком много.

Если абстрактный Иванов будет идти по лесу – ему ничего не сделаешь. Если человек просто хочет прогуляться по лесу – в этом ничего дурного и противозаконного. Но если он разожжет хотя бы один, даже самый маленький, даже обложенный камнями, даже под своим наблюдением, но огонек – его уже можно наказывать. Пока не пробилась свежая зеленая трава и не закончился противопожарный режим – в лес в принципе лучше не ходить, но даже если забрел – никакого огня.

Причем да, конечно, за сам факт присутствия в лесу наказать сложно. Но если человек считает себя гражданином – то стоит соблюдать эти распоряжения уже хотя бы с точки зрения гражданской ответственности. Тем более, если речь идет о походе в лес с детьми.
Согласно постановлению, режим будет прекращен в середине мая. Можно отложить все походно-шашлычные вылазки, благо, ждать не слишком долго. Но там, где один законопослушный гражданин подождет, 30 тысяч туристов пойдут отмечать шашлыками и песнями у костра майские праздники.

Причем важно понимать, что права гражданина в лесу ограничивает не конкретное постановление, а кодекс об административных правонарушениях. Жечь костер нельзя не потому, что пришло распоряжение сверху, а потому, что это запрещено законодательством.

Снега сошли сравнительно недавно, так что на момент проведения встречи лесничеством еще не было составлено ни одного протокола о разведении огня в лесу. Кроме того, в черте города и населенных пунктов тоже ничего нельзя жечь – особенно сухую траву и прошлогоднюю листву.

Многое в работе лесничества зависит и от бдительности туристов. Свалка мусора, вырубка, возгорание – обо всем этом не только можно, но и нужно сообщать в лесничество.

Выкидывают мусор – взял телефон, сфотографировал номера. Лучше всего, чтобы в кадре находился верный товарищ, который уже засвидетельствует подлинность фотографии в правоохранительных органах.

На самом деле полиция зачастую нужна лесничеству для того, чтобы установить личность нарушителя. Все остальное охранники леса могут сделать самостоятельно.

– Конечно, можно сообщать и в общественные организации, тот же Общероссийский Народный Фронт, – комментирует Александр Петров. – Это хорошо, что есть такие организации. Впрочем, с небольшими нарушениями лучше справляться сперва на местном уровне.

Поджоги травы ломают жизни людей

Осуши реки и ничего гореть не будет

Если посмотреть на статистику пожаров с помощью разных информационных сайтов и фотографий со спутников, то можно прийти к, на первый взгляд, весьма странному выводу – все ранние пожары в Свердловской области начинаются у воды. Среди специалистов даже гуляет печальная шутка – осуши реки и ничего гореть не будет.

Причина проста. Как только с рек и стоячих водоемов сходит лед, а солнышко начинает пригревать, на берега совершают паломничество рыбаки и прочие отдыхающие, которые непременно начинают жечь костры, просто потому, что без костра они ощущают отдых на природе неполноценным. К счастью, именно в нашем муниципалитете не так много водных объектов. Но и на те что есть, всегда найдется спрос – не все рыбаки ведь действительно приходят на берег, чтобы наловить карпов, кому-то и речная мелочевка вполне пригодится.

Каждый год статистика лесных пожаров бывает странной, во многом потому, что могут не сходиться показания различных служб и ведомств. Ну и путаницы добавляет тот факт, что подсчет пожаров взваливает на себя все большее число различных ведомств и структур, а тех, кто возгорания должен своевременно ликвидировать, становится все меньше. Зачастую бывает так, что еще лесник на место не выехал, а в Москву уже летят подробнейшие рапорты о пожаре с точными цифрами. А лесник должен обойти пожар, чтобы определить его площадь и силу – и тут даже фотографии со спутников не всегда могут заменить человеческий труд.

Если смотреть в корень проблемы – то причина возгораний в элементарной человеческой безграмотности. Люди жгут костры как хотят, не особо понимая, зачем им вот сейчас этот костер нужен, ничтоже сумнящеся бросают на сухую траву непотушенные окурки.

– Если не будем воспитывать в людях ответственность за свое поведение – будем тушить, – вывел простую формулу директор Берёзовского лесничества.

Лесопожарная ложь

Вообще расхождения в подсчетах площади и силы пожара дали рождение совершенно особому чиновничье-бумажному явлению – «лесопожарной лжи».

Одну цифру дает МЧС, другую Рослесхоз, третью и другие – еще какие-нибудь организации. Причем иногда цифры берутся буквально из головы, и из этой же головы пытается нарисоваться динамика – каждый день пожар, сам того не ведая, изменяет свою площадь в меньшую сторону. По крайней мере, об этом могут говорить документы. Вот уже пришла пора расписываться за ликвидацию пожара, его площадь уходит чуть ли не в минус – настолько она по бумагам сократилась, – а огонь как ни в чем не бывало продолжает уничтожать лес.

– Байкал во время последних пожаров установил антирекорд по этой дисциплине, – рассказывает Анна Квашнина, директор заповедника «Денежкин Камень». – Его реальные размеры в сотни раз превзошли то, что написали в документах. А граждане, узнав определенную цифру, успокоились и снова потянулись в леса. Чрезвычайную ситуацию в регионе объявили на 15-й день, когда сгорело все что могло.

Вообще многие муниципалитеты ненавидят вводить режим чрезвычайной ситуации и особый противопожарный режим. Во многом потому, что это сразу же добавляет работы всем службам, как связанным с пожаротушением, так и органам администрации. Впрочем, Берёзовский городской округ в этом вопросе работает с опережением и у нас особый режим был введен до того, как грянул гром.

К нашему лесничеству относятся также леса на территории Верхнепышминского и Среднеуральского городских округов. Тамошнюю администрацию лесничеству «победить» не удалось, не помогло даже общение с пожарными Верхней Пышмы. По данным нашего лесничества, в прошлом году там сгорело порядка 70%, а в Берёзовском, где режим был введен, только лишь 30%. Разница существенная и самым наглядным образом иллюстрирует необходимость своевременного принятия экстренных мер.

Впрочем, одной из причин «лесопожарной лжи» является то, что в случае экстренных ситуаций и больших объемов возгораний ответственные должностные лица могут быть наказаны весьма жестким образом – в том числе за вещи, от них мало зависящие. Из опасения получить реальное наказание за реальные большие цифры многие врут и получается гораздо хуже.

Спорят плотник и эколог

Люди, глядя на вырубку, часто жалуются, что, мол, вырубают самые большие и красивые деревья. Как поясняет Александр Петров, вырубают перестоенные деревья. Это нужно для того, чтобы оставить равномерный древостой, который со временем вырастет в здоровый лес.
Большое и с виду красивое дерево запросто может оказаться насквозь прогнившим изнутри и в лесной полосе от него больше вреда, чем пользы. Но даже такая санитарная рубка должна быть законной.

Вообще существует два непримиримых взгляда на лес и необходимость вмешательства человека в его дела.

– Кто-то смотрит на лес – и видит стулья, спички и гробы, – комментирует Анна Квашнина. – Другой будет смотреть на экосистему. И этих двух людей никогда не подружить. Если у вас есть огород – вы будете его пропалывать. Если у вас есть экосистема – вы будете наблюдать. Все спорят о том, какие рубки нужны, какие не нужны – и управляет этим скорее рубль, чем наука.

Дело в том, что за жизнь одного лесника лес не вырастет. Свеклу мы видим – она выросла в этом году, а в прошлом не выросла, можно сделать выводы и попробовать улучшить плодовитость свекольной грядки. К лесу же необходим совершенно иной подход. Нормальный лес вырастает за два поколения людей. Так что именно наши внуки будут смотреть, что наделали с лесами их дедушки. И все наши правильные техники ведения лесного хозяйства легко разбиваются о нашу продолжительность жизни.

По словам Петрова, арендаторы нашего лесничества в этом плане одни из самых обученных. Они еще застали тех лесников, которые учили их, как обходиться с лесом. Их не надо заставлять соблюдать правила и проводить нужные мероприятия согласно графику – они сами уже все знают. Кроме того, с ними работают выпускники нашего лестеха, что также добавляет квалификации законным лесопользователям.

Впрочем, такая картина далеко не везде. И даже на нашей территории случаются эксцессы. Иногда бывает так, что приезжает бригада из другой части России, которая не в курсе наших противопожарных режимов и не настолько обучена правильному обхождению с лесополосой – и, например, сжигает отходы лесодобычи прямо на делянке.

Лесная нажива

Незаконные порубки – не самое дорогое, за что может «раскошелиться» нарушитель лесных правил. Гораздо дороже обходится нарушение почвенных покровов ради рытья котлованов для мусора и просто незаконной разработки щебня и глины. И это уже то, что можно вменить квадроциклисту, заехавшему куда не следует.

Впрочем, несмотря на огромные штрафы, доказать вину нарушителя очень тяжело, особенно полиции.

– Мы лично вывозили на трале технику, а через неделю она работала, но уже в другом месте, – приводит пример Александр Петров.

Случай из той же оперы случился и в «Денежкином Камне» Там гражданина, который испортил своими маневрами девять километров почвы, не признали виновным – мол, он сделал это без умысла, просто заблудился. Ну или – девять километров не мог справиться с управлением, сидя за рулем УРАЛа, груженного металлоломом. Вред природе – 12 миллионов рублей, впрочем, водитель остался безнаказанным.

Вообще нет такого леса, в котором можно было бы делать все, всегда и везде, было бы желание. В каждом лесу есть свой собственный регламент, который определяет доступные для перемещения и различной деятельности участки – вот тут можно ехать, там собирать ягоды, здесь можно арендовать участок для разработки леса, а сюда лучше вообще не соваться.

Даже у Тропы здоровья существует свой регламент и ограничения, хотя она и входит в черту города. И если бы все соблюдали запреты и ограничения – наверное, не надо было бы и врать друг другу, например, об объемах пожаров.

Кстати, даже если человек захочет посадить перед домом елочку или сосну, которую он выкопает, например, в охранной полосе вдоль дороги – он будет оштрафован. Для того чтобы приобрести деревце, необходимо обратиться в лесничество или специальный питомник, заплатить деньги и заполнить нужные документы. Это недорого, хотя и долго – и это единственный законный способ озеленения деревьями своего участка.

Клещевые угодья

Важно помнить, что вырубки и прореженный лес – это прекрасные угодья для грызунов и птичек, которые являются разносчиками таких милых членистоногих, как клещи.

В этом году уже зафиксированы первые случаи обнаружения клеща на теле человека – снега стаяли, и кровососы снова вернулись к жизни. Любое посещение лесной зоны уже сопряжено с риском – не только пожарным. Необходимо соблюдать бдительность.

К слову сказать, то, что клеща нельзя снимать – это тоже заблуждение, причем опасное. Его вполне можно вытащить самостоятельно, в конце концов, пока он пьет кровь – он впрыскивает и различные инфекции. Так что укус клеща – то, с чем не только можно, но и нужно бороться самостоятельно.

Зелёный патруль

Уже давно ходят разговоры о том, что необходимо создать нечто вроде добровольной дружины, которая помогала бы лесничеству отлавливать нарушителей.

Чтобы лучше понять, что это такое и как с этим бороться – нужно ознакомиться с условными видами лесозаготовки. По словам Александра Петрова, директора лесничества, все виды вырубки можно в общем разделить на три большие группы – белую, серую и черную.

Белая древесина – это все то, что вырубается законным образом. По госзаказу или арендаторами с соблюдением всех норм и правил вырубки. Черная древесина – это все то, что вырубается тайно и самовольно, часто – под покровом ночи. Серая – не до конца легальная, но добываемая при помощи некоторых законодательных хитростей. И вот она-то в последнее время и стала настоящим бичом для лесного хозяйства.

Несмотря на то, что законы строгие и материальная ответственность может в 50 раз превышать стоимость этого же леса, срубленного легально, несмотря на то, что все списки по каждому лесопользователю направляются в прокуратуру и полицию, некоторые граждане, покивав головой, покупают за 5-10 тысяч справку у бабушки и благополучно рубят лес на ее участке. Такие «серые» лесорубы подписывают с арендатором участка договор, забирают себе древесину, отдают какие-то копейки арендатору, а скошенный лес благополучно едет на пилораму.

С этой серой древесиной все стараются бороться, насколько это возможно – ловят, наказывают, проводят беседы. С этого года объем добычи «серой» древесины заметно снизился. Но поскольку, по словам директора лесничества, часть маленьких пилорам выросла как раз на использовании «серой» древесины и понесла убыток после потери своего основного источника ресурсов, некоторые лесорубы не стесняясь снова полезли в «черную» рубку.

Подобные черные лесорубы – это тоже отдельная история. Как-то раз лесничие видели лесовоз, который на полной скорости по лесу улетал от них без включенных фар. Нет, это не бесшабашность водителя – это просто прибор ночного видения. А когда наши лесничие стояли в дозоре в районе Сарапулки, то за ними наблюдал квадрокоптер – с его помощью можно легко и непринужденно проследить все маршруты и стоянки лесной охраны и просчитать оптимальный маршрут вывоза леса. Противопоставить этому наше лесничество может только старенький УАЗик.

Впрочем, депутаты городской Думы Сергей Чепиков и Михаил Кочемасов предложили лесничеству свою помощь в патрулировании лесов усилиями волонтеров – возможно, в ближайшее время им уже удастся составить график дежурств и выработать схему работы добровольцев – и тогда хотя бы часть из огромного перечня забот лесничества ляжет на плечи общественников, упростив работу охранникам леса.

Позвони пожарным

Когда речь идет о пожарах, размер имеет значение. Большой пожар начинается с маленького очага, с поджога сухой травы. Добровольные пожарные Гринпис России просят вас: при виде горящей травы – позвоните пожарным.

Да, я позвоню: www.vsegorit.ru/yt_call

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

224