Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

07.09.2022 17:24 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Маргарита ДОРОХИНА: «Я живу обыденно и просто»

Автор: Виктория Завьялова

2 сентября в Центральной городской библиотеке прошла очередная игра PRO_100. Приглашенным гостем в этот раз стала Маргарита Дмитриевна Дорохина – отличник народного просвещения и отличник просвещения СССР, заслуженный учитель РФ, почетный гражданин г. Берёзовского и председатель Общественной палаты БГО

– Вчера мы все вместе отметили замечательный праздник – 1 сентября, День знаний. Наш гостья имеет непосредственное отношение к этому празднику – вся ее сознательная жизнь прошла в школе. Маргарита Дмитриевна, почему вы выбрали профессию учителя?

– Меня учили замечательные учителя – Мария Николаевна Рязанова, Вера Николаевна Мизрина и замечательный педагогический коллектив второй школы. Глядя на них, я понимала, что это очень достойная профессия – люди передавали свои знания и создавали для нас «подушку безопасности» на будущее. А началось все в далеком детстве. Две моих тетушки, одна – медик, вторая – педагог, были моими кумирами. День я играла в куклы – лечила, другой день – учила кукол. Такое перепутье у меня было до тех пор, пока я не начала учиться в школе. Тогда я уже поняла, что мое – это школа. С того момента прошло уже много-много лет. Я начинаю 55 год своего стажа, и 44 год работы учителем. Ни разу я не пожалела о том, что выбрала профессию учителя. Я вернулась в школу – сердце мое там, душа моя там. На работу я иду с удовольствием, с работы я тоже иду с удовольствием, потому что завтра будет новый день, новая работа, новые дети, которые ждут встречи со мной. А я жду встречи с ними. Начинала я свой долгий длинный путь старшей пионервожатой и учителем музыки в школе №33. Детям, для которых я впервые проводила уроки музыки, по 68 лет. А в 1972 году я провела свой первый урок географии. Этот урок прошел в 7«В» классе, в котором учился Александр Михайлович Патрушев. Я выбрала удивительные предметы для преподавания – географию и биологию. Волей судьбы сейчас веду еще и уроки ОБЖ. Мне нравится, что я вернулась, что я работаю и что я нужна.

– Расскажите самый запоминающийся случай из вашей педагогической практики.

– Никогда этого не забуду. Я была молодой учительницей, первый год только работала, дети по-разному встречали. Веду урок, дети слушают, и тут один мальчик говорит: «Маргарита Дмитриевна, Руфат уползает из класса!». А я отвечаю: «Пусть ползет. Сходит в туалет и вернется обратно». Многие учителя бы его отчитали, а я подумала – пусть ползет, а мы с ребятами продолжаем. Случаев, конечно, много забавных было, при встрече мои ученики часто их вспоминают. Самое главное, что все эти случаи были такие безобидные, не было каких-то приколов и проколов. Когда я встречаю своих выпускников – они всегда улыбаются, а это значит, что им было со мной хорошо и весело.

– Чему вас научил ваш личный горький опыт?

– Никогда не отчаиваться. Понимать, что ты не один в этом мире, что есть поддержка в лице семьи, коллег, друзей. И что мир не без добрых людей. Когда наваливаются какие-то проблемы и слезы наворачиваются, я сочиняю стихи, беру в руки баян и пою песни. Это как будто утешение самой себе. Я даже себе такие стихи сочинила: «Я живу обыденно и просто, строже всех сужу себя сама. Мне, к примеру, не хватает роста, иногда побольше бы ума. Я такая, как и все, обычна, у меня есть и достоинство, и честь. Жизнь не преподносит мне подарков. Но как здорово, что я на свете есть!». Вот об этом мне говорит мой горький опыт. Потому что, если я появилась на свет, значит это кому-то было нужно. Моим родителям, которые видели во мне жемчужинку – именно так переводится мое имя, хотя я родилась в Николу и должна была быть Николя. Но я стала Маргаритой, единственной дочерью, жемчужинкой. И то, что я есть на свете – самое важное. Все в жизни можно преодолеть, кроме смерти.

– Вы бы выбрали ум или внешность в человеке?

– Конечно, ум. Потому что человек красив своей душой, своим интеллектом. Вначале ты видишь красивого человека, начинаешь с ним общаться и, если он, скажем так, недалек, то ты потихоньку от него отходишь. А если человек умен, то он обязательно талантлив, интеллектуален, воспитан. И общаться с умным человеком всегда интересно.

– Чего не хватает нашему образованию сегодня?

– За годы моей работы образование претерпело множество изменений, прошло через разные ситуации. Было время, когда можно было легко творить, легко общаться с детьми, не было огромного количества бумаг, которое завалило наших учителей, завучей, руководителей школы. Сегодня нашему образованию не хватает, наверное, воспитательного потенциала. Дети очень умные, с ними очень интересно. Зачастую сейчас дети знают гораздо больше, чем мы, разбираются в технологиях, которыми не владеет учитель. Но никакая техника не заменит учителя, живое общение. Мы воспитываем умных прагматиков, а хотелось бы, в первую очередь, воспитывать воспитанных. Это самое главное. Так что школе не хватает умных, талантливых, человеческих взаимоотношений с учителем и умных учителей. К сожалению, молодняк пока идет к нам не с большой охотой, а это очень надо.

– О чем вы будете сожалеть? Чего не сделали в своей жизни?

– Я не умею рисовать. Мой папа отлично рисовал, в том числе лошадок. У меня многое получается, я многое умею, многому меня научили дети, но вот рисовать я не умею. Я думаю, что когда-нибудь, может, в следующей жизни, я этому научусь. А может, во мне проснется талант художника, когда я перестану работать и буду сидеть дома. Я всегда завидую тем, кто умеет видеть прекрасное и изображать это на холсте. Мне кажется, это дар.

– Считаете ли вы себя приятным человеком?

– Наверное, я приятна в общении, потому что я умею общаться. Потому что я уважаю каждого, с кем я общаюсь. Наверное, я человек бесконфликтный, я из каждой ситуации нахожу положительный выход. У меня практически нет врагов, потому что я всегда отношусь к людям так, как отношусь сама к себе. Возможно, я преувеличиваю, но мне кажется, что со мной приятно.

– Расскажите о своей первой работе.

– 1968 год. Я окончила 10 класс. Решила поступать на учителя русского языка и литературы, сдала экзамен по русскому языку, и мне говорят: «Рита, ты что? Ты всю жизнь будешь проверять тетрадки, ты что! Давай куда-нибудь в другое место». На второй экзамен я не пошла, родителям сказала, что не сдала. Нужно было выходить на работу, я пришла в свою вторую школу, но там не было места пионервожатой. Тогда я пошла в ГОРОНО, там мне предложили место старшей пионервожатой в 33 школе. Я понятия не имела, что это за школа, но пошла туда. И вот переступаю я порог школы, со мной еще одна девочка, которая тоже устраивалась на работу. Нас встречает директор, Зинаида Андреевна Турчанинова, говорит: «У меня есть две вакансии – учитель физкультуры и учитель музыки». Я тогда подумала, какой же из меня учитель физкультуры? В то время я была очень крупненькой. Говорю, что лучше буду учителем музыки. Вторая девочка стала учителем физкультуры. Ну, думаю, музыка, так музыка. Прихожу на свой первый урок, а мои дети младше меня всего на 4 года. Тогда как раз появилась «Оранжевая песня». Я захожу с ней в класс и говорю ребятам: «Первое, что мы будем делать – это петь». Они все удивились. Я присела на первую парту, взяла в руки баян, говорю: «Новая песня, давайте разучим». И с того момента вся школа пела. Я не так учила их нотной грамоте и музыкальной литературе, с меня никто не требовал учебную программу. Учили с ребятами песни, пели. Самое главное, что я получала от этих уроков – это то, что у детей глаза горели. Они радовались моим урокам, хотели петь вместе со мной. И кто мог, и кто не мог петь – пели все, и все старались. Сейчас я встречаю этих ребят, они говорят: «Маргарита Дмитриевна, мы помним ваши уроки». Столько лет прошло, я уже и ребят-то этих не помню, а они все еще меня вспоминают. Для меня это было доверие со стороны директора – мне доверили настоящую работу, я не только прыгаю в пионерской организации, но еще и веду уроки. Это было таким ярким чувством гордости и ответственности. Потом начались походы – как только мне исполнилось 18 лет, я водила детей в походы по всему Уралу, многодневные походы. Когда у меня родились дети – брала с собой. Это стало второй частью жизни, частью познания родного края. Раскрывались удивительные красоты – как встает солнце из-за горизонта, из-за гор, как оно отражается на воде. Смотришь и думаешь: «Удивительный край! Удивительные люди! Как здорово, что мы на свете есть!»

– Если бы вы могли стать другим человеком – какой бы вы стали?

– Я никогда не думала, что стану чиновником. Я понятия не имела, чем занимаются в нашем «Сером доме» и поняла только тогда, когда попала в Общественную палату и в Думу. И о том, что я когда-то стану главной по социальным вопросам, мне в голову не приходило. Первое, что я увидела – людей, которые там сидят. Они работают, чтобы помочь жителям Берёзовского. Люди приходят с проблемами, и их приходится решать. Наверное, если бы я была другим человеком, то я бы все равно не могла работать с бумагами. Я бумаги всегда отметала в сторону, мне всегда с ними помогали мои коллеги, а вот с людьми я всегда прекрасно общалась. Я бы выбрала тоже профессию, где надо работать с людьми – медицинский работник, психолог, гид, экскурсовод, работник музея или даже социальный работник. Но с бумагами работать терпеть не могу. И водителем бы никогда не смогла быть. Я сейчас поражаюсь тому, как учителя успевают и уроки вести, и отчетностью заниматься, и документацию готовить, и общаться с детьми, и оставаться людьми.

Каким был лучший день вашей жизни и почему?

– У меня их два, потому что у меня два сына. Один родился 12 сентября в 20:45, другой – 23 июля в 17:45. Это самые счастливые моменты моей жизни. Я очень рада быть мамой, а теперь еще и в других ипостасях – свекровь, бабушка и прабабушка. Все важные даты и события моей семьи – это дни, когда я счастлива.

– Расскажите о самом большом провале вашей жизни.

– Наверное, такие события были. Я не могу сказать, что какие-то ситуации – «большой провал», но бывают горестные минуты и моменты, когда ты собой не доволен. И вот ты начинаешь копаться в себе и думаешь: «Почему все так получилось?». Конечно, чаще всего это связано с работой. Я очень переживаю, когда что-то не так идет, когда появляются проблемы, которые заставляют переживать не только меня, но и мой коллектив. Но мы выходили из этого с честью. Таких мгновений было немного, потому что «один горюет, а семья воюет». Коллектив пятой школы – моя семья. Меня ни разу не оставили в моменты горести, проблемных ситуаций. Мы все помним ночи с журналами и отчетами, когда надо было что-то делать быстро и на ходу – мы все это пережили. Поэтому эти провалы и не остались в памяти.

– Какие советы вы можете дать молодым педагогам?

– Мне нравится работать с молодыми педагогами. Они такие непосредственные. Когда я на них смотрю – я вспоминаю себя. Какие же мы были! Как мы собирались на комсомольские собрания, поднимали вопросы и все вместе их решали. Сегодня я бы сказала молодым: смотрите на тех, у кого уже есть профессиональный опыт. Не бойтесь задавать вопросы, ходить на их уроки. Не бойтесь показать, что вы что-то не знаете. Я имею три высших образования, но сегодня днем я подошла к одной учительнице и сказала: «Ты будешь моим наставником». Я 10 лет не была классным руководителем, а в этом году мне дали класс. И я тоже хочу учиться. Я молодой классный руководитель. Поэтому молодым надо говорить так: «Есть замечательный опыт. У тебя он будет свой, но, чтобы его иметь – смотри вокруг и учись».

– Почему многие молодые люди употребляют в речи нецензурную брань?

– Мы, как учителя, стараемся это пресекать, но дети же хитрые – они матерятся на улицах, где за ними не следят взрослые. А происходит это потому, что ребята пытаются показаться взрослее и «круче». Как бороться с этим? Наверное, только убеждением. Если бы мы, взрослые, проходя мимо делали замечания, это могло ы сработать. Но сейчас дети ходят большими группами, и просто страшно им что-то сказать – в лучшем случае тебя оскорбят и пошлют куда подальше. Так что работать надо индивидуально. Может, нам в школе чаще об этом говорить, может, родителям воздействовать дома. Но родители-то не знают своих детей с такой стороны. Если бы каждый родитель видел и слышал ребенка как со скрытой камеры, то наверняка нашел бы слова убеждения для своего чада. Наверное, это наша беда, что мы допустили возможность у наших детей употребления такой нецензурной брани. Мы сегодня немножко не так реагируем на это. Обратите внимание – иностранные фильмы, соцсети, даже наши ведущие могут употребить мат с легкостью. А дети как губка – все впитывают. Иногда на улице идут взрослые тетя и дядя, пьют пивко и с мата на мат разговаривают. Малыши идут за ними и думают: «Им же можно, а почему мне нельзя?». Так что надо бороться за своего ребенка и учить его как правильно, как должно быть. Я как-то на уроке рассказала детям анекдот: «Чем отличается мат от диамата? Диалектический материализм не знает никто, но культурный человек делает вид, что его знает. Мат знают все, но культурный человек делает вид, что его не знает». Наверное, это и есть убеждение – потихонечку, не мытьем, так катаньем. Показывать пример красивой речи, красивого общения, и начинать надо с семьи.

– Какую одежду вы считаете самой комфортной?

– Для меня самая комфортная одежда – спортивная и джинсы. Я человек по натуре очень легкий на подъем, быстро двигающийся, и мне нужно, чтобы одежда не мешала и не сковывала движения. Терпеть не могу халаты. Так что брючки, футболочка, рубашечка и вперед!

– Есть ли у вас советы для родителей первоклассников или для тех, кто собирается в школу?

– У каждого родителя, когда ребенок идет в первый класс, страшная тревога. А как будет их ребеночку в этой школе? Насколько ему будет комфортно? Полюбит ли его учитель? Как у него будут складываться отношения с другими детьми? И это нормальное состояние. Я знаю, что многие родители в ночь на первое сентября не спят, вспоминают свое детство и хотят такого же для своих детей. Я хочу сказать всем родителям первоклассников – коль вы доверили своего ребенка этой школе, этому учителю, так доверяйте до конца. Как можно чаще общайтесь с учителем, но только не ночью. Если вас что-то тревожит, не оставляйте эту тревогу у себя – сбрасывайте ее с плеч. Задайте вопрос – вам на него компетентно ответят. Редкий учитель скажет: «Я не могу, у меня нет времени». Большая часть педагогов заинтересована в контакте с родителями. Ну а самое главное – поверьте в своего ребенка. Он талантлив, он умен, он приспособится, и он будет понимать те требования, которые ему предъявляются. И если вы поверите в ребенка, вы обязательно увидите хороший результат.

– Пользуетесь ли вы чужими советами?

– Конечно, пользуюсь. Самые большие советы для меня – советы моей бабушки. Казалось, что, когда она нас воспитывала, она имела один класс образования, тогда все в одно ухо влетало, в другое – вылетало. Но где-то в голове все-таки что-то да откладывалось. И сейчас слова бабушки, ее советы для меня крайне важны. Я даже будто ее голос слышу, ее интонации. Чужой совет, конечно, важен. Другой вопрос – как ты к нему относишься. Можно выслушать совет и принять свое решение. А можно пойти по следам этого совета и сделать, как сказали. Но все равно в первую очередь всегда надо думать своей головой.

– Есть песня, которая спета как будто про вас?

– Таких песен много. Первая, которая приходит на ум – «Голубой вагон». Ведь «лучшее, конечно, впереди».

– Часто ли вы говорите «да», хотя хочется сказать «нет»?

– Если я хочу сказать «нет», то я говорю «нет». А если хочется сказать «нет», но нужно сказать «да», то я лучше промолчу. Но иногда приходится говорить «да», потому что не все происходит так, как нам хочется, часто нужно делать то, что «надо». Жизнь состоит из разных моментов, поэтому иногда приходится переступать через себя.

– Вы бы предпочли ездить на велосипеде, кататься на лошади или водить машину?

– У меня был опыт, когда меня посадили за руль. Сзади сидели мои дети, я чуть не сшибла колодец и почти врезалась в дерево. Тогда мой муж сказал: «Так, больше эту женщину за руль не садим». Лошадь погладить могу, покормить могу, но никогда не сяду. Поэтому, конечно, велосипед. Я даже на работу ездила на велосипеде. Люблю велосипед с детства.

– У вас когда-нибудь был тайный поклонник?

– Не знаю, наверное, был. Я же такая, люблю собирать людей вокруг себя и быть в центре внимания. Как-то я вела свадьбу у моего брата, играла на баяне, всех веселила. Подходит ко мне молодой человек и говорит: «Ох, как жаль, что я уже женат!», а я думаю: «Как хорошо, что ты уже женат!». Наверное, поклонники были, но никто, кроме моего мужа, в любви мне не признавался. Но я однолюб, поэтому для меня это хорошо.

– Что вдохновляет вас в жизни?

– Вдохновляет то, что я важна, нужна и востребована до сих пор. И то, что я сейчас живу жизнью моих современников – не замкнулась в маленькой коробочке. Что нужна моей семье, ученикам, Общественной палате. А когда буду не нужна – я почувствую, и тогда уже я скажу себе: «Стоп!».

– Если бы вы написали книгу, какое бы вы дали ей название?

– Я пишу такую книгу. Про свою семью, про мою бабушку, про моих детей. Пишу ее давно, потихонечку, по главке. Хочу оставить моим правнукам историю моей семьи. Хочу назвать ее «О главном в моей жизни».

– Можно ли с уверенностью сказать, что вы – счастливый человек?

– Когда-то я выходила на сцену и говорила себе: «Я удивительно счастливая женщина. Я состоялась как профессионал. Я состоялась как мама, как бабушка, как свекровь. Я состоялась как коллега, как подруга. А это и есть счастье». Счастье одним словом не опишешь, но я – счастливый человек. Хотя безоблачных дней не бывает, поэтому нельзя ходить и хвастаться своим счастьем. Им нужно делиться, что я и делаю.

– Какое ваше любимое животное? Есть ли у вас питомец?

– У меня были кошечки, я очень люблю тигровый окрас. Но, к сожалению, мы жили в частном доме рядом с дорогой, они выбегали нас встречать и многие гибли. С тех пор я решила никаких животных не заводить. Но у моих детей есть собачка и кошечки, их ласки мне достаточно.

– Если бы ваша жизнь была фильмом, как бы он назывался?

– «И это все о ней».

Что для вас значит успех?

– Успех – это признание. Признание того, что я есть, что мои дети имеют результаты, что в моей семье все ладно и мирно. Это признание людей, которые меня окружают. Этот не Олимп, на который ты взбираешься, а потом падаешь. Бабушка говорила: «Забраться наверх легко, а падать больно».

– Откуда в вас столько силы? Физической, моральной, нравственной.

– Наверное, от моих родителей. Они были обычными людьми с тяжелой судьбой, но всегда были общительными. Они уважали своих соседей, умели общаться и всегда помогали людям. Мама всех встречала с распростертыми объятиями, и я училась у нее быть открытой. И люди, с которыми я общаюсь сейчас, помогают мне быть открытой. Общаясь с вами, я всегда чувствую поддержку. Иногда человек просто подержит за руку. Иногда скажет: «Как хорошо вы сегодня выглядите!». И думаешь: «А ведь правда!», и уже идешь, плечики расправишь. Сила от людей, которые тебя окружают.

...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

161