Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

27.07.2022 13:49 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Становая – историческая стоянка

Автор: Берёзовский рабочий

Юбилей – всегда уместный повод напомнить о себе. В следующем году Екатеринбург отметит 300-летие, Берёзовский – свой 275-й день рождения, а маленькой Становой уже нынче исполняется 350! Ее первые жители были свидетелями, а может, и участниками возведения будущей столицы и нашего любимого города. Как складывалась история поселка – одного из двух десятков на территории БГО и старейшего на Урале?

Деревня гонимых староверов

Становая расположилась на речке Становлянке – правом притоке реки Пышмы, в одном километре выше устья. Название речки и населенного пункта произошло от слова стан – лагерь, стоянка. На въезде вас встретит не скучно-стандартный указатель, а симпатичная беседка с импровизированным колоколом наверху. На ней можно увидеть «Становая» и год основания – «1672». Стела появилась в 2006 году, рядом стоит поклонный крест. На памятном камне нанесена надпись:

«Смиренный иерей Устин забре в си места лета 1672 года майя пятый день, зде пристанище обре. И были где узнаваемо на Востоке аз деревня Становая».

Это цитата из старинной летописи, найденной в старообрядческом молельном доме в Становой. Под датой 1672 год подразумевается основание села Шарташ, но в то время уже существовала деревня Становая. Тогда в ней жили 58 мужчин и 61 женщина (по тем временам немало), значит, поселение появилось значительно раньше. По преданиям, здесь обосновались выходцы из дружины Ермака, однако документального подтверждения этому нет.

Становая, Сарапулка и Шарташ были связаны друг с другом, у них был один общий староста. Наша именинница появилась раньше всех. Во всех трех деревнях жили измученные и преследуемые старообрядцы из центральной части России. Лучшего места, чем Становая, им трудно было найти: плодородная земля, родниковая вода, в лесах полно пушного зверя, птицы, грибов и ягод. По преданию, здесь жила сестра шарташского крестьянина Ерофея Маркова, и первые крупинки золото он нашел как раз на пути в гости к ней. Но это лишь легенда. А вот с золотосодержащим рудником, открытым в окрестностях деревни, – все достоверно. В рапортах Екатеринбургской горной конторы от 27 августа 1736 года сказано, что крестьянин деревни Становой Семен Швецов привез для пробы «рудных каменьев один пуд тридцать фунтов, которые найдены им на правой стороне вверх по речке Становой». Пробы подтвердили наличие драгметалла. В 1758-м стал функционировать Становской золотосодержащий рудник. Кроме рудного золота, здесь добывали и россыпное.

Здешний народ занимался и хлебопашеством, с 1720 года в деревне основались тележный, бондарный и колесный промыслы.

В 1745 году в Московскую контору Синода поступил донос, в котором сообщалось, что в Становой живут многочисленные раскольники, которыми руководит Игнатий Воронков. Воронков был доставлен в Тобольск и заключен в тюрьму. Ранее он служил ключником у начальника Сибирского обербергамта Вильгельма де Геннина, а затем у советника Адмиралтейской коллегии А. Ф. Хрущева, фактически являвшегося вторым лицом после В. Н. Татищева в Екатеринбурге. Благодаря особому положению Воронкова возникло народное предание, превратившее донского казака в таинственного «царского секретаря».

Из известных уроженцев Становой историки отмечают Казанцевых, которые со временем перебрались в Екатеринбург. Они были успешными золотопромышленниками, один из них стал городским головой Екатеринбурга. Среди представителей рода – известный художник Владимир Гаврилович Казанцев.

До начала 90-х в поселке располагался цех Берёзовского мебельно-деревообрабатывающего комбината, специализировавшийся на изготовлении тумбочек.

В начале XX века в Становой возвели деревянную единоверческую церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1930-е годы ее закрыли, здание долгое время пустовало, в 1970-е было перепрофилировано в поселковый клуб. Сняли купола, разобрали звонницу, вывезли святыни, а на месте алтаря организовали сцену для выступлений партийных функционеров и художественной самодеятельности.

В 2015 году разрушенное строение разобрали и начали возводить новый храм с шатровыми завершениями основного объема и звонницей.

В декабре 2018 года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил чин освящения и Божественную литургию в церкви. По ее завершении владыка митрополит выразил благодарность участникам строительства. Высшей награды Екатеринбургской епархии – медали праведного Симеона Верхотурского были удостоены Алексей Чемезов, Александр Пашков и Николай Пестов. Медалью святой великомученицы Екатерины награждена Алевтина Лебедева.

Благодарственные письма за помощь в возведении храма получили Николай Петров, Вадим Пиняев, Александр Питилимов, Александр Каюмов, Игорь Воробьев, Сергей Федосеев, Эдуард Пожогин.

Школьники выпиливали лобзиком и собирали лом

Становая никогда не считалась «околицей» Берёзовского. Это подтверждают и публикации в нашей газете. Они тоже добавят несколько строк в биографию поселка. Так, из материала «Что творится в становском промколхозе «Боевик», опубликованного в одном из ноябрьских номеров «Берёзовского рабочего» за 1937 год (в этот год газета родилась), мы узнаем, что «Вокруг Становой на десятки километров стоит сосновый лес. От самого села до ста гектаров целины и столько же разработанной пашни, давшей в этом году богатый урожай зерна: пшеницы, овса, ячменя, гороха и разных корнеплодов. В самой деревне лесопильный завод с годовым заданием выпуска пиломатериалов на 806 тысяч рублей. Положено начало развития трем фермам продуктивного скота (коровы, овцы, свиньи). Кроме этого, промартель «Боевик» имеет три трактора, тракторную сноповязалку и вполне достаточное количество конного сельскохозяйственного инвентаря».

А вот текстовка в февральском номере за 1958 год к фотографии примерных работниц, активных комсомолок багетного цеха Становской мебельной фабрики М. Гильмитдиновой и М. Кожуриной. «Та и другая принимают участие в подготовке к выборам в Верховный Совет СССР. Нередко вечерами подруги заходят к своим избирателям на улицу Сталина и проводят беседы».

На снимке в сентябрьском номере за 1957 год – широкая грунтовая дорога, надежно связавшая Становую и Сарапулку с Берёзовским. До этого по просеке вилась узкая тропка, на своем пути она встречала несколько болотистых мест, и там, в «болотниках», нога пешехода нередко срывалась с жердочки в бурую воду.

В 1958-м БР сообщал: «За последние годы Становая заметно выросла. То тут, то там появились новые дома. А вдоль речки Становлянки, где прежде была пашня, застроилась целая улица молодоженов.

... Виктор Тимофеев, Анатолий Кожурин, Николай Меньшиков и многие другие ребята, сходив на военную службу, вернулись в родной поселок. Все они поступили снова на мебельную фабрику, где работали до ухода в армию. Обзавелись семьями, стали строиться. Им отвели место около речки. Предприятие охотно пошло навстречу своим рабочим, помогло вывезти из леса бревна. Фабричная пилорама заготовила тес на потолки и полы. Желающие получили денежные ссуды.

С 1954 года индивидуальные застройщики построили в Становой более сорока домов. Для небольшого рабочего поселка это совсем неплохо».

Прежде в поселке в большом старинном доме находилась и начальная школа. В 1959 году газета с писала о трудовом воспитании здесь малышей.

«Право, не знаю, о чем бы вам рассказать, – говорил смущенно заведующий школой Федор Павлович Шумейко. – Вот если о кружке «Умелые руки»...

Однажды Федор Павлович принес на урок труда лобзик и фигурку, выпиленную из фанеры. С тех пор лобзик стал одним из любимых инструментов. Ребята выпиливали героев крыловских басен: Кота и Повара, Ворону и Лисицу, Кукушку и Петуха, Слона и Моську. Сами вели прижигание и раскраску. Урок труда проводился раз в неделю. Маленьких умельцев это явно не устраивало, и они часто просили Федора Павловича остаться с ними после занятий, а то и прийти в школу в воскресенье. У многих, например у Лени Лаврова, Толи Прокопьева, Вити Кожурина и других, лобзики появились дома.

Минувшей осенью становские школьники собрали для металлургических заводов около пятидесяти тонн лома».

Рабкор И. Удилов в материале «В память о них – обелиск» в сентябре 1965-го описал об открытии в поселке памятника. «Небольшой поселок Становая. Но и в нем в годы Отечественной войны многие мужчины одели шинели солдат и ушли на фронт. Пятьдесят человек не вернулось домой – остались навсегда на полях сражений. В память о героях в поселке воздвигнут обелиск».

Несколько лет назад мемориал был реконструирован.

Свое 345-летие Становая отгуляла с особым размахом. Как написал тогда БР, тон задали казаки Исетской линии Оренбургского войскового казачьего общества, вызвав восторг своим обмундированием, оружием и песнями. Поздравили именинников ансамбли «Медовуха», «Санни», цирковые артисты, танцоры. Сами участники празднества размялись на спортивной площадке, мастеровой народ принес на выставку декоративно-прикладного искусства картины, поделки, местная библиотека подготовила краеведческую выставку по истории Становой. Юбилей, состоявшийся благодаря поддержке местных предпринимателей, завершился впечатляющим фейерверком.

Золото, мрамор, сердолик

Какими еще достопримечательностями отмечена Становая? Помимо стелы, знаковым для поселка стал необычный дом в форме шести золотых колец. Он состоял из трех этажей с лестницами и панорамными окнами, общей площадью около 400 квадратных метров и принадлежал Асфану Хисматуллину, зав. кафедрой ювелирного искусства УрГАХУ, которого в шутку называли «властелином колец». К сожалению, осенью 2016 года необычный дом был полностью уничтожен пожаром.

Около Становой вырос большой коттеджный поселок «Становлянка». А расположенное в недрах Становлянское месторождение подземных вод используется для розлива воды, которая продается под названием «Угорская». К юго-западу от поселка расположен мраморный карьер. Мрамор в этих местах открыли еще в 1751 году известные рудознатцы Петр и Степан Бабиновы. Добыча минерала ведется уже несколько столетий, но у него высокая трещеневатость, поэтому годится лишь на крошку или известь.

В наши дни некоторое время карьер не работал, в результате образовывалось живописное озерко. Здесь любили купаться местные жители. В 2010-е годы добычу мрамора возобновили (ООО «Фианит»), озеро исчезло, а карьер существенно увеличился в размерах.

На реке Пышме можно увидеть единственную в окрестностях Екатеринбурга золотодобывающую драгу (ООО «Артель старателей «Фарта»). Агрегат изготовлен в городе Воткинске, работает на Пышме с 1934 года. Можно по-разному относиться к плавучей фабрике, но она остается одним из «градообразующих» предприятий Становой.

Конечно, найти коренное ли, «песошное» ли золото никому из нас не удастся, а вот красивые камушки на дражных отвалах еще можно отыскать. Добычей могут стать сердолик, красная яшма с кварцевыми прожилками, молочный кварц – волосатик, кристаллы горного хрусталя. Хороший будет подарок на память о Становой, живущей, как поэтично сказал один исследователь, в деревянных избах на золотом фундаменте.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

262