Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

23.03.2022 12:57 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Польский вопрос

Автор: Татьяна Чечвий

В 1939 году газета следила за большой политикой и переделом границ в Европе

Секретный протокол

23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и СССР Иоахимом Риббентропом и Вячеславом Молотовым был подписан Договор о ненападении между Германией и СССР (известен как пакт Молотова-Риббентропа или пакт Гитлера-Сталина). Положения пакта гарантировали мир между обеими сторонами, включая декларированное обязательство, что ни одно из двух правительств не вступит в союз и не будет помогать врагам другой стороны.

Сегодня пакт Молотова-Риббентропа является одним из самых обсуждаемых исторических документов в мире, а точнее – дополнительный секретный протокол к нему, оригинал которого удалось обнаружить в архивах Политбюро только после распада СССР. Секретный протокол определял «границы сфер интересов» Германии и Советского Союза в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, и Польского государства. В соответствии с ним немецкая армия в 1939 г. не должна была вторгаться в восточные части Польши, заселенные преимущественно белорусами и украинцами. Кроме этого, прибалтийские страны были обозначены «сферой интересов» СССР. В результате все эти территории были взяты под контроль Советским Союзом.

В полном соответствии с упомянутым секретным протоколом через 8 дней после подписания Пакта, 1 сентября 1939 года, Германия вторглась на территорию Польши, а 17 сентября 1939 г. в Польшу зашла и Советская армия. К концу месяца передел Польши был закончен, и к СССР отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

До этого дня польско-советская граница проходила в 40 км от Минска, в 140 км от Витебска, в 120 км от Мозыря. После территориального переустройства осени 1939-го расстояние от Минска до границы отодвинули на 320 км, от Витебска – на 310 км, от Мозыря – на 280 км. В Виленской области граница проходила в 30 км от Полоцка, стало 500 км. Летом 1941-го немцам пришлось с боями проходить эти дополнительные сотни километров.

Армию встречали с цветами

Березовчане получали сообщения о событиях в Польше от непосредственных участников через свою газету. В конце сентября в рубрике «Письмо с фронта» было опубликовано послание от бывшего рабочего Березовска, а теперь младшего комвзвода Николаева под заголовком «Радостная встреча»

«17 сентября части РККА получили приказ правительства перейти польскую границу и оказать братскую помощь трудящимся Западной Белоруссии и Западной Украины. С большим воодушевлением бойцы, командиры и политработники встретили это мудрое решение партии и правительства. Мы дали слово беспощадно бороться с кровавым врагом, любой ценой добиться победы.

… Вслед за танками и пехотой ночью выступила наша артиллерийская часть, перейдя границу в районе ст. Житковичей. К утру следующего дня мы уже достигли большого местечка Микашевичи. Несмотря на ранний час все население вышло встречать нас. Со всех сторон неслось громкое «Ура».

– Да здравствует Красная Армия!

– Да здравствует Сталин!

Наши автомашины засыпались цветами. Девушки украшали букетами цветов тракторы «Сталинец» и орудия. Народ ликовал, видя нашу сильнейшую в мире военную технику и сравнивая ее с военной техникой панской Польши.

Наша часть остановилась на отдых. Рабочие рассказывали нам о своей горькой нужде, чрезмерной эксплуатации их со стороны польских и французских капиталистов (последние имели здесь концессионный фанерный завод). Пришедшие из ближайших сел крестьяне говорили о панской неволе, о своей голодной и безрадостной жизни.

Мы рассказывали собравшимся о формах и методе управления в нашем социалистическом государстве, о радостной и счастливой жизни всех трудящихся. Население нарасхват брало даваемые клубом нашей части свежие московские газеты. Молодежь совместно с бойцами организовала танцы.

… Заиграл патефон. Старики и старухи, слушая старые народные белорусские песни, плакали от радости.

Горнист сыграл сбор. Часть выступила в дальнейший путь, путь освобождения своих братьев по классу. Народ желал дальнейших успехов и побед своим освободителям. В поселке осталось выбранное временное народно-революционное управление и народная милиция для борьбы с остатками вражеского охвостья».

Сообщения об освобождении братских белорусского и украинского трудовых народов от панского ига встречали поддержку и одобрение горняков Берёзовского. 27 сентября на первой полосе БР были опубликованы заметки А. Г. Устюжанина и Ф. В. Бобова, в которых передовики-стахановцы выражали уверенность, что это событие войдет в историю, и обещали крепить оборону страны новыми трудовыми победами.

"Призываем исключительно крепкий народ"

Если проанализировать официальные документы, информационные сообщения и заметки, размещавшиеся на страницах БР второй половины 1939 года, становится понятно, что особых иллюзий относительно заключенного мирного договора с Германией не испытывали ни правительство, ни простые труженики, ни тем более военные. Неизбежность серьезного военного конфликта была очевидной, но нужно было выиграть время для подготовки.

1 сентября 1939 года, в день вторжения германских войск на территорию Польши, на внеочередной IV сессии Верховного Совета СССР был принят закон «О всеобщей воинской обязанности».

23 сентября последовал указ «О мобилизации призванных на учебные сборы военнообязанных запаса по Московскому, Калининскому, Ленинградскому, Белорусскому, Киевскому, Харьковскому и Орловскому округам».

И хотя Урал находился далеко от европейского театра военных действий, эти события касались всех. Со страниц БР звучали призывы «Упорно изучать военное дело»: «Ежегодно осоавиахимовская организация готовит тысячи замечательных летчиков, ворошиловских стрелков и всадников, пулеметчиков и других военных специалистов, которые готовы в любую минуту ответить тройным ударом на удар поджигателей войны… В настоящее время заводской совет Осоавиахима организует осоавиахимовский отряд в составе кавалерийского, пулеметного и химического взводов, стрелковой роты и санитарного отделения. В этом отряде осоавиахимовцы будут овладевать военными специальностями...»

Еще в августе Березовская медицинская школа объявила прием на двухгодичное обучение на отделение медсестер (через два года выпускницы этой школы будут работать в госпитале 3742, который разместится в здании новой школы №1).

Осенний призыв в РККА сопровождался бодрыми рапортами о работе призывных комиссий. Комиссар пункта тов. Семейкин делился своими впечатлениями: «В нынешнем году призывается исключительно бодрый и физически крепкий народ. Со слабым здоровьем встречаются буквально единицы. Почти все призывники – значкисты. Неграмотных нет. Малограмотных только 6 процентов, остальные со средним и высшим образованием. Подавляющее большинство призываемых – стахановцы и ударники. Народ крепкий здоровьем и крепкий духом».

В октябре был подписан договор о передаче города Вильно и Виленской области Литовской республике и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой, заключено соглашение о размещении советских войск в Эстонии. Таким образом, к концу 1939 года удалось обеспечить относительную безопасность границ со стороны Прибалтики.

Отодвинуть границу от Ленинграда

Оставалось слабое звено на северных рубежах – Ленинград. «Колыбель русской революции» оставалась в опасной близости к финской границе. В октябре 1939 года советское руководство предложило Финляндии передать СССР часть Карельского перешейка и ряд островов Финского залива с тем, чтобы отодвинуть советско-финскую границу, проходившую в 30 км от Ленинграда. Взамен СССР был готов отдать вдвое большую по размеру территорию Советского Союза, включая город Петрозаводск. Финская сторона ответила отказом. Это стало причиной военного конфликта.

В ноябре на страницах БР стали появляться публикации о провокациях на границе с финской стороны. 26 ноября Правительство СССР вручило посланнику Финляндии ноту по поводу обстрела советских войск финляндскими воинскими частями, создающими непосредственную угрозу городу Ленинграду. 29 ноября президент Финляндии объявил состояние войны с Советским Союзом. Представитель Советского правительства в свою очередь вручил посланнику Финляндии ноту о том, что СССР не может больше поддерживать нормальные отношения с Финляндией и вынуждено отозвать своих политических и хозяйственных представителей.

30 ноября 1939 года началась «зимняя война». 1 декабря 1939 года председатель Народного Правительства и министр иностранных дел Финляндии г-н Куусинен обратился в Президиум Верховного Совета СССР с официальным заявлением об образовании Народного Правительства Финляндии и предложил установить дипломатические отношения между Финляндской Демократической Республикой и Советским Союзом.

2 декабря был заключен договор о взаимопомощи и дружбе между Советским Союзом и Финляндской Демократической Республикой, однако война продолжалась.

Мировое общественное мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, но березовчане, имевшие возможность отслеживать события благодаря публикациям в городской газете, были уверены в правильности решений партии и правительства, о чем неоднократно высказывались на страницах «Берёзовского рабочего».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

11