Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

02.08.2021 10:47 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Андрей Смирнов: «РЖД – Редко Живем Дома»

Автор: Мария Смирнова

История взаимной любви человека и его профессии

1 августа 2021 года в России отмечают свой профессиональный праздник работники железной дороги. БР не остается в стороне и делится с читателями историями березовчан, посвятивших себя профессиям, связанным с этой отраслью.

Каждый трудящийся человек хочет, чтобы его работа приносила ему и доход, и моральное удовлетворение. «Моя работа = мое хобби» — формула по-настоящему счастливых людей, которые могут похвастаться не только карьерными успехами, но и большим светлым чувством к своему делу. К сожалению, такая удача выпадает не каждому, но эта история как раз о таком человеке, которому удалось стать именно тем, кем он всегда и хотел быть.

Если однажды вам представится заглянуть в Свердловский резерв проводников, спросите Смирнова. В ответ вы услышите: «Того самого Смирнова?». Можете смело кивнуть, мол, да. Кто-то отзовется о нем хорошо, кто-то — не очень, а кто-то и вовсе вздрогнет, но ни один не скажет вам, что ни разу не слышал про Андрея Васильевича и его профессионализм. Да что там резерв! В границах всего вагонного участка Екатеринбурга и всего уральского филиала федеральной пассажирской компании нет ни одного специалиста, который бы не знал об Андрее Васильевиче Смирнове. Сейчас с ним познакомитесь и вы.

«Я ВСЕГДА ЗНАЛ, КЕМ БУДУ»

Андрей Васильевич отдал железной дороге ни много ни мало всю свою сознательную жизнь. Сейчас ему 51 год, а его общий трудовой стаж на этом поприще составляет 33 года. С раннего детства он питал большой интерес к поездам: ребенком, он часто убегал из дома погулять вдоль трамвайных рельсов и железнодорожных путей, чтобы понаблюдать за движением составов.

Родители не знали, откуда у их сына такая страсть к железной дороге. Отец его, Василий Александрович, служил в советской армии прапорщиком, а мать, Надежда Ивановна, работала на швейной фабрике имени Крупской, занималась пошивом меховых шапок. Предполагалось, что мальчик пойдет по отцовским стопам и посвятит себя военной службе, но не тут-то было.

На тот момент семья проживала в Свердловске, в районе ЖБИ, оттуда маленький Андрей через весь город, с пересадками, добирался в центральный парк культуры и отдыха имени Маяковского, где располагалась (и действует по сей день) Детская Железная Дорога имени Николая Островского. Здесь и произошло первое личное знакомство мальчика с его будущей профессией.

В 1980 году, будучи четвероклашкой, Андрюша поступил на учебу в школу юного железнодорожника. Он обожал "работать" на миниатюрном поезде, который под видом аттракциона курсировал от станции к станции по территории парка, а южики (так называли юных железнодорожников) выполняли функционал проводников вагонов, машинистов, дежурных по станции, дикторов, диспетчеров. Уже тогда Андрей всерьез задумался о том, чтобы связать свою судьбу с железной дорогой.

- Я всегда знал, кем буду. Других вариантов даже не рассматривал, — признается теперь Андрей Васильевич. — Пока другие дети фантазировали насчет космонавтов и балерин, я уже думал о том, как бы поскорее устроиться работать на большую магистраль. В детстве я мечтал стать машинистом поезда. Мой отец эту идею не одобрял, хотел, чтобы я занимался военным делом, но я тогда для себя уже все решил. Кстати, машинистом я так и не стал, но и без этого примагнитился к "железке" на всю оставшуюся жизнь.

Мальчик так сильно любил свое дело, что стал одним из лучших учеников школы юных железнодорожников. В возрасте десяти лет Андрей отправился в свой первый настоящий рейс в качестве дублера проводника в составе поездной бригады со студенческим отрядом «Эллада» из СИНХа. Такая практика для юных железнодорожников устраивалась каждый год, в каникулы.

- Как сейчас помню свою первую поездку. Это был поезд №63, следовавший по маршруту Свердловск-Рига. Я тогда учился в пятом классе. На меня произвела впечатление работа проводников, и чем больше я познавал эту профессию, тем сильнее мне хотелось стать одним из них. Именно эта поездка дала мне понять, что на самом деле я не хочу быть машинистом, а хочу стать проводником.

В 1985 году, после школы, Андрей втайне от родителей поступил в железнодорожное училище №61 (ныне Железнодорожный лицей), где три года учился на дежурного по станции.

- Помню, отец был не доволен. Он не хотел, чтобы я пошел в железнодорожники, поэтому мне пришлось действовать втихаря. Меня поддержали друзья.

В 1987 году семнадцатилетний юноша отправился устраиваться на большую магистраль, о которой грезил с раннего детства. Дабы поскорее осуществить свою мечту, Андрей исправил дату рождения в паспорте (прибавил себе один год), чтобы его временно приняли на летний период. Годом позднее, после защиты диплома и достижения совершеннолетия, юноша наконец-таки поступил на постоянную работу в Свердловский резерв проводников. Ура, мечта сбылась!

«РЖД — РЕДКО ЖИВЕМ ДОМА»

Говорят, плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Про Андрея Васильевича можно сказать: «Плох тот проводник, что не мечтает стать начальником поезда». Молодой, амбициозный и целеустремленный, он довольно скоро оценил свои перспективы. Толчком к дальнейшему развитию послужила и встреча с будущей супругой Татьяной, с которой они работали в одной бригаде. В 1989 году пара поженилась и переехала жить в Берёзовский. А ровно через год двадцатилетний Андрей стал молодым отцом.

В 1991 году, пройдя обучение и повысив квалификацию, Андрей Васильевич начал трудиться начальником поезда. А дальше годы работы стали проноситься мимо, как станции за окном скоростного экспресса.

За время своей профессиональной деятельности Андрей Васильевич накатал миллионы километров в самых разных направлениях: ездил проводником в Москву, Красноуфимск, Санкт-Петербург, Казань, Ригу, старшим проводником — в Курган. Став начальником поезда, ездил в Североуральск, Нижнюю Туру, Качканар, работал на фирменном поезде «Урал», следовавшем по маршруту Екатеринбург-Москва, возглавлял бригаду «Демидовского экспресса», курсирующего из уральской столицы в Санкт-Петербург, ездил на фирменном поезде «Ямал» до Нового Уренгоя, работал на поездах до Нижневартовска, Иркутска, Новосибирска, Бреста. Ездил и в южные широты: в Петропавловск, Новороссийск, Адлер, Одессу, Симферополь, Севастополь.

Ему даже довелось поработать на так называемом «Поезде милосердия» — составе, оснащенном медицинским оборудованием, который курсировал по отдаленным населенным пунктам уральского региона, лишенным возможности локально получить надлежащую медицинскую помощь. В состав входили вагон-поликлиника, вагон-храм, вагон-клуб, вагон-ресторан. Вместе с железнодорожниками на такие «гастроли» отправлялись врачи, священнослужители и артисты.

- Это для вас знаменитая аббревиатура РЖД расшифровывается как Российские Железные Дороги, а мы, железнодорожники, говорим, что РЖД — это Редко Живем Дома, — смеется Андрей Васильевич.

За годы, проведенные на колесах, наш герой был удостоен множества наград: был признан лучшим в профессии проводника, затем — лучшим среди начальников поездов Свердловской железной дороги, неоднократно становился лауреатом различных профессиональных конкурсов. Андрею Васильевичу также было присвоено почетное звание лучшего наставника Свердловской железной дороги за его работу с молодежью. В домашнем архиве семьи Смирновых хранится много именных дипломов, почетных грамот и благодарственных писем. Не каждый может похвастаться таким послужным списком.

«КТО НЕ РАБОТАЛ ПРОВОДНИКОМ, ТОТ НЕ ЗНАЕТ ЖИЗНИ»

О специфике и трудностях работы железнодорожников можно говорить очень долго.

- Бывало всякое. От рождения ребенка в вагоне до гибели человека под колесами поезда, от искренней человеческой благодарности до всевозможной мерзости — все это есть, — рассказывает Андрей Васильевич. — Когда работаешь с людьми, нужно всегда быть готовым к разрешению конфликтных ситуаций. Как ни крути, а пассажирские перевозки, это сфера обслуживания. Каждый человек едет со своим настроем, со своими амбициями и, разумеется, многократно приходилось выслушивать претензии, разрешать споры, контактировать с самыми разными людьми. В девяностые, например, приходилось сталкиваться с криминалом – и с бандитами дело имел, и пистолет на меня наводили, и угрожали, но о себе в такие моменты не думаешь, потому что в первую очередь нужно обеспечивать безопасность пассажиров. Так и работали. Тяжело было, но справлялись. На колесах жизнь познается как год за десять лет. У железнодорожников существует поговорка: кто не работал проводником, тот не знает жизни.

Многие люди не совсем правильно представляют себе профессию проводника и начальника пассажирского поезда. Их функционал не сводится к одной лишь проверке билетов и улыбчивому приветствию. Это только те обязанности, которые находятся на виду у пассажиров. Раздача постельного белья и разнос чая, регулярная сухая и влажная уборка, обеспечение бесперебойной работы электричества, туалета, отопления, связи с машинистом и полицией, оказание первой медицинской помощи в случае необходимости, обучение стажеров — весь микроклимат в пассажирском вагоне создается руками проводника и координируется начальником поезда. Мало кто понимает, что это люди, от которых целиком и полностью зависит не только комфорт, но и безопасность поездки. А тут еще обязательно попадется хоть один недовольный клиент, которому то чай недостаточно горячий, то улыбка на лице работника недостаточно искренняя. В общем, нервы на этой работе нужны такие же стальные, как рельсы, — заключил наш герой, но тут же признался, что без позитива тоже не обходится.

ТОТ САМЫЙ СМИРНОВ

- Был у нас такой прикол: когда я ездил начальником на поезде «Свердловск-Брест», у меня был сменщик с такой же фамилией. Получалось так, что сдавал смену Смирнов, и принимал тоже Смирнов. Все ревизоры, не знавшие нас в лицо, удивлялись — опять Смирнов едет? Он у вас там что, вообще с колес не сходит? Наш поезд в шутку называли «Смирнов-экспресс».

Посмеявшись, Андрей Васильевич скромно умалчивает о том, что слава и репутация опережали его на километры вперед. Еще об одном любопытном случае нам рассказала его дочь Маша.

- Отправили меня родители в 2005-м году поездом в детский лагерь на море. Бригада была не отцовская. По дороге я наблюдала за работой проводника, и кое-что показалось мне не верным. Я бестактно сделала ей замечание. В ответ она спросила меня, откуда я знаю, как нужно делать правильно? Я тогда очень гордо и даже заносчиво сказала: «Я знаю, потому что у меня папа начальник поезда. Смирнов его фамилия». Проводник насторожилась и осторожно так переспросила: «Тот самый Смирнов?». Я кивнула, мол, да. Она и говорит: «Знаю такого. Все его знают». Помню, что гордость меня взяла невероятная. Восхищаюсь отцовским авторитетом и профессионализмом по сей день.

Однако, несмотря на хвалебные оды в адрес родителя, по его стопам Маша так и не пошла, как и в свое время Андрей Васильевич решил не повторять карьерный путь Машиного дедушки.

- Супруга рассказывала, что когда наша Маша появилась на свет, врач, знающий о том, где работают ее родители, пошутил: «Надо же, еще одна проводничка родилась!». Не угадал. Династия, увы, не зародилась. Хотя, со временем, наши с супругой родные и двоюродные сестры тоже пополнили ряды железнодорожников.

ЗА ТАКИМ НАЧАЛЬНИКОМ ХОТЬ В СТУЖУ, ХОТЬ В ЗНОЙ

Отработав 20 лет на поездах, в 2008 году "тот самый Смирнов" сошел с колес и продолжил работать мастером цеха экипировки по подготовке пассажирских вагонов.

- С поездов сошел, но уйти от них не смог, — шутит Андрей Васильевич.

В новой должности на него были возложены обязанности по обеспечению пассажирских вагонов всем необходимым для перевозки людей – от матрасов до чайных ложек, от веников до чистящих средств для проводников. Несмотря на то, что график здесь был стандартный – пятидневка с 8:00 до 17:00, проводить больше времени дома Андрею Васильевичу не удавалось, поскольку работа участка требовала практически круглосуточного координирования.

- Подъем в половине пятого утра, в семь тридцать – планерка на участке, а дальше весь день сплошная агония. Возвращаясь домой, успевал только поужинать и добраться до подушки, — признается наш герой.

В 2012 году Андрей Васильевич перешел в аутсорсинговую компанию, выполняющую аналогичный функционал, в которой занял должность начальника производственного участка. Здесь он работает и по сей день.

Будучи строгим, требовательным, но справедливым руководителем, он продолжает пользоваться большим авторитетом у своих подчиненных и коллег. Сейчас он находится в длительной командировке в Краснодарском крае, куда вслед за ним безоглядно рванули несколько сотрудников из екатеринбургского подразделения, которые не захотели прерывать свои профессиональные взаимоотношения с ним.

- Это люди, с которыми я на Урале в минус тридцать вагоны топил, трубы размораживал. Мне льстит их желание продолжать работать под моим началом в любой точке географии. Я это очень ценю, — говорит Андрей Васильевич.

На вопрос о том, в чем секрет его успеха, наш герой отвечает просто:

- Я люблю свою работу. Этим все сказано. Еще я считаю, что с каждым человеком, вне зависимости от его статуса, нужно общаться на доступном его восприятию языке. Если ты изначально грамотно и доходчиво ставишь задачу, то и результат получишь ожидаемый.

В свободное от работы время (которого не так уж и много), Андрей Васильевич занимается садоводством. В Берёзовском у него частный дом с большим огородом, на котором, помимо традиционных овощей и ягод, он выращивает душистые средиземноморские травы: базилик, анис (бадьян), орегано, кориандр, рукколу, каперсы. А также разводит множество цветов: лилии, тюльпаны, ирисы, нарциссы, бегонии, люпины, жасмин, ландыши, гипсофилы, гибискусы, пионы. Но особой любовью он проникся к розам – у Андрея Васильевича их на участке было аж 27 сортов. Даже находясь в командировке, проживая в квартире на 7-м этаже, он умудрился вырастить на лоджии огурцы с помидорами и развести герани.

- Родные в шутку дали мне прозвище Симиренко, в честь советского селекционера-плодовода, за мою любовь к растениям. Дочь надо мной посмеивается, говорит, что в прошлой жизни я, наверное, был агрономом. Мне же кажется, что я всегда был, есть и буду железнодорожником.

Сегодня Андрей Васильевич поздравляет всех своих коллег, родных, близких и друзей, причастных к этой профессии с их праздником:

- Желаю вам бархатного пути, зеленой улицы, сил, терпения, безаварийности, побольше понимающих и благодарных пассажиров, здоровья и семейного благополучия. А тех, кто только собирается связать свою жизнь с железной дорогой, я хочу предупредить, что если вы не чувствуете в себе стержня, выносливости, достаточной самодисциплины, ответственности, то лучше стоит выбрать себе другую стезю. Ежели верите в свои силы, то желаю вам максимально быстро приобрести профессионализм, ничего не бояться, развиваться и получать максимум удовольствия от любимого дела. Счастливого пути!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

167