Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

10.11.2021 14:34 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Золотая история. В революционном вихре.

Автор: Татьяна Чечвий

Демонстрация на 1 мая 1917 года на площади Пророко-Ильинской церкви.

1917-й – поворотный год не только в судьбе Берёзовских золотых промыслов, но и всей страны. Как революционное лихолетье пережили наши земляки? Этот период был подробно изучен Сильвой Семеновной Опенкиной по материалам Государственного архива Свердловской области и воспоминаниям непосредственных участников переломных событий в Берёзовском. Предлагаем отследить в хронике тех дней, как менялась жизнь на приисках.

«Примирительные камеры» – иллюзия

27 февраля 1917 года в Петербурге совершилась буржуазно-демократическая революция. Весть о февральской революции быстро дошла до Екатеринбурга, а оттуда и до Берёзовского. По этому случаю в нашем городе прошла многолюдная демонстрация. Местные капиталисты и интеллигенция прикололи пышные красные банты и возглавили руководство демонстрацией. У министерской школы (сегодня это школа №33) был проведен митинг, на котором не обошлось без стычек: эсеры, монархисты и большевистски настроенные рабочие по-разному отнеслись к известию о свержении самодержавия.

Начали формироваться новые общественные организации для управления городом. Воспользовавшись тем, что многие рабочие еще находились в армии, буржуазия сумела одержать победу на выборах в Советы рабочих депутатов, в Волостной хозяйственный совет и Комитет общественной безопасности (КОБ). 1 мая 1917 года в Берёзовском заводе состоялась первая легальная демонстрация трудящихся.

В апреле 1917-го в составе КОБа было абсолютное большинство местных богатеев и эсеров, которые занимались главным образом вопросами борьбы с пожарами, распределением лесосек, починкой колодцев и т.п. Когда в комитет были выбраны большевики (Михаил Воротников, Василий Логинов, Константин Косых и Евдокия Данилова), решения комитета стали более существенными. Так, в протоколе от 23 мая ставятся вопросы об обеспечении солдаток бесплатным топливом, о сиротах и опекунах, о предоставлении старикам, министерской женской школе и беднейшим жителям завода права беспошлинной рубки дров.

Было ясно, что удержать власть буржуазия уже не в состоянии, а рабочие еще не способны взять управление в свои руки. В стране установилось равновесие классовых сил. Во многих городах были созданы так называемые «примирительные камеры». Они создавали иллюзию договора «на равных» по наиболее важным вопросам буржуазии и рабочих. Была создана такая примирительная камера и в Берёзовском заводе. Наиболее дальновидные понимали, что камера – это лишь фикция, но нужно было время, чтобы в этом убедилось большинство рабочих.

Первое заседание Берёзовской примирительной камеры состоялось 27 июня 1917 года. Рабочие выдвинули ряд жизненно важных для них требований. Первое – повысить на 70 процентов зарплату рабочим механической фабрики, получающим от 1 до 3 рублей, и на 60 процентов рабочим, получающим от 3 до 3,5 руб., – предпринимателям пришлось совсем не по душе. Не соглашаясь и не отказывая, они выдвинули встречное предложение: увеличить зарплату на 30 и 20 процентов соответственно.

Владельцы заводов и пароходов отказались рассматривать вопрос о выплате страхового пособия. Рабочие настаивали на том, чтобы страховое пособие при несчастных случаях выдавалось полностью, а при заболевании – семейным рабочим выплачивать две трети, а не имеющим иждивенцев – половину зарплаты. Но на отдельные уступки предпринимателям пришлось-таки пойти. Было решено раз в неделю предоставлять трудовому люду полный выходной день, а сверхурочные часы и работу в праздничные дни оплачивать в полуторном размере.

Примирительная камера прекратила свою деятельность после заседания, на котором депутаты от рабочих предложили повысить зарплату и считать действительными остальные льготы с 1 марта. При этом следовало выплатить в первую получку после переговоров разницу в оплате. Ни к какому решению прийти не удалось – голоса разделились поровну. Заседаний больше не было.

Рабочий вопрос поставили ребром

Рабочий вопрос на Урале приобретал все большую остроту. На многих заводах рабочие начали смещать мастеров, заведующих цехами, промыслами, инженеров. Промышленники считали невозможным удовлетворить все требования рабочих – это повлекло бы большие убытки. Заводы и рудники начали закрываться. Главной задачей промышленников стало не допустить рабочих к управлению предприятиями.

Эсеровская власть народу ничего не дала, и авторитет большевиков рос с каждым днем. Полгода власти капиталистов стало достаточным, чтобы они потеряли поддержку трудящихся. Большевики стали делать ставку на собрания граждан.

Так, общее собрание граждан Берёзовского завода под председательством Михаила Воротникова 18 сентября 1917 года постановило:

1. Неотложно ввести рабочий контроль над промышленностью.

2. Провести поимущественный подоходный налог, конфисковать имущество церквей.

3. Объявить об отмене помещичьей собственности на землю.

4. Освободить из тюрем большевиков и осуществить вооружение рабочих.

5. Устранить от власти кадетов и другие контрреволюционные партии, создать однородное правительство из представителей последовательно революционной демократии.

В борьбе за окончательное установление власти большевиков значительную роль сыграл матрос Павел Хохряков, выступивший 21 ноября на многолюдном собрании березовчан, на которое пришло более 1000 человек. В память об этом событии установлена мемориальная доска на здании школы №33.

В конце ноября 1917-го Советы стали большевистскими. Власть в заводе перешла в руки трудового народа. Председателем Волостной Земской управы стал Константин Косых.

Местная контрреволюция решила ликвидировать власть большевиков экономически. Золотопромышленники стали применять тактику локаутов, но это только ускорило национализацию приисков.

Прииски конфискованы с живым и мертвым инвентарем

22 декабря 1917 года на многолюдном собрании было принято следующее решение: «Мы, рабочие и старатели (1000 человек), принимая во внимание саботаж Правления Березовского золотопромышленного товарищества, который приводит к закрытию приисков, постановили:

Все прииски, фабрики, заводы и мастерские с их живым и мертвым инвентарем, конфисковать и передать под контроль Совета рабочих депутатов». Так березовчане одни из первых на Урале осуществили национализацию промышленности.

Для управления рудниками 29 декабря был организован Деловой Совет, в который входили представители служащих и рабочих.

Был ликвидирован старый суд и создан новый, народный. К слову, первый народный судья Петр Гаврилович Корзухин оставил о себе светлую память. Участник гражданской войны, он погиб в годы Великой Отечественной.

В Деловом Совете были опытные рабочие, никогда ранее не привлекавшиеся к делам руководства. Нелегко было налаживать работу, тем более что денег не было: банк оказался пустым. Своей военной силы и организованной полиции также еще не было. Но несмотря на все трудности, за первую половину следующего, 1918 года, Берёзовские промыслы выдали золота больше, чем за весь 1917 год. Новая власть рабочих доказала свою жизнеспособность.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

37