Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

10.11.2021 15:02 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Золотая история. В тылу, как на бескровном фронте.

Автор: Татьяна Чечвий

Первый кинотеатр — дом Рожкова.

За год убыло 3000 человек.

Почти год в городе русского золота хозяевами были белогвардейцы. 15 июля 1919 года в Берёзовский завод вступила Красная гвардия.

Калиновская электростанция.

Первым среди красногвардейцев с пехотной колонной вошел бывший шахтер Михаил Надеев. На заводе была восстановлена Советская власть, председателем временного ревкома был назначен Василий Никитович Логинов.

Подсчитали потери. По сведениям Государственного архива Свердловской области (Ф. 140р, оп. 1) от 16 сентября 1918 года, в Берёзовском заводе в 2255 дворах проживало 13000 человек. Держали они 865 лошадей и 2132 коровы.

Через год (сведения от 10 сентября 1919 года) население Берёзовского завода составляло 10365 человек, в деревне Пышма – 734, на Благодатном прииске – 48. Рабочих лошадей осталось 527, коров – чуть больше тысячи.

Точного учета людских потерь никто не вел. Известно, что в Красную армию ушло около 500 березовчан, в белую – около 400 (добровольно или подневольно – это другой вопрос). Кто-то уехал на время в более спокойные места, где не так остро ощущалось противоборство старого и нового мира, кто-то отправился вслед за отступающей белой армией, не видя для себя перспектив при новой власти. Сколько жителей было замучено и погублено – никто не возьмется сказать.

Лавки пришлось закрыть, ремесло – забыть

За год Гражданской войны было разрушено и производство, и инфраструктура, если говорить современным языком. Так, в 1918 году до прихода колчаковских войск в заводе были волостная управа, милиция, комендант, ветфельдшер, фельдшерский пункт, больница, 6 земских школ, библиотека-читальня, церковный причт, кинематограф, общество потребителей, кредитное товарищество, управление золотыми приисками, паровая лесопилка, профсоюз, трудовая артель.

Кроме того, насчитывалось кузниц – 31, торговых лавок – 21, сапожных мастерских – 31, посадочных – 4, слесарных – 1, столярных – 13, ящичных – 4, гробовщиков – 1, гончарных заведений – 2, пимокатных заводов – 1, гранильных – 1, ювелирных – 2, кирпичных сараев – 1 (ГАСО, ф.140, оп. 1).

В конце 1919 года в Берёзовском заводе значатся: 1 больница, 6 школ (700 учеников), партийных ячеек – 1 (111 членов), народный дом – 1, совет библиотек и изб-читален – 3, клубов – 2. Из предприятий действовали национализированные золотые рудники и паровая лесопилка (ГАСО, ф. 140, оп. 1).

От войны урона больше, чем от промышленного шпионажа

Перед отступлением колчаковцы вывезли ценное горное оборудование и техническую документацию. Все, что не удалось вывезти, ломали. Особенно много было вредительства на Советской шахте. В сводке Березовского ревкома за 17 июля 1919 года сообщается, что шахты выведены из строя, затоплены. Для пуска их в действие требуются большие восстановительные работы.

На одном из заседаний ревкома специально слушался вопрос о восстановлении Советской шахты. В протоколе заседания есть запись: «В связи с тем, что на восстановление Советской шахты требуются значительные затраты, вопрос оставить открытым». В технической смете за 1919 год сообщается: «Для водоотлива из четырех шахт: Трехсвятительской, Ключевской, Сухоложской и Советской надо электроэнергии 4.224.880 квт.».

Березовский волостной комитет партии мобилизовал коммунистов и сознательных беспартийных рабочих на борьбу за восстановление рудников. Велись подготовительные работы по откачке воды из Ключевской шахты.

Тысячи рабочих самоотверженно трудились на Калиновском торфянике, чтобы обеспечить топливом электростанцию, которая также находилась в катастрофическом положении и без восстановительных работ нормально эксплуатироваться не могла. Умельцы ремонтировали оборудование электростанции. Среди них особенно отличился Стратоник Жгулев, слесарь, который годом ранее принимал активное участие в обустройстве первого березовского кинематографа.

Важнейшее из искусств

Кинематограф в Берёзовском заводе начал работать 26 января 1918 года. Инициатором этого нового дела стал первый председатель Березовского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Константин Косых. Технические вопросы решали электрик Кремлев и слесарь Жгулев.

Хорошо запомнил процесс обустройства первой «кинематографии» в Березовском сын Стратоника Жгулева, Сергей, которому было в то время 13 лет. Его воспоминания были опубликованы в «Берёзовском рабочем» в 1966 году:

«Оборудовали кинотеатр в доме Рожкова (сейчас здание военкомата). Работа производилась без оплаты, делали ее во внеурочное время. Многие принимали участие в создании первого кинотеатра. Рабочие изготовляли скамейки и другое оборудование.

Стали думать о приобретении киноаппарата. Денег, которые мог выделить исполком, на него не хватало. Тогда решили купить аппарат без дуговой лампы. А лампу взяли напрокат и по ее образцу С. Жгулев во внеурочное время у себя дома сделал вручную такую же дуговую лампу. Фильмы стали демонстрировать со своей лампой и не нужно было платить деньги за прокат.

Киносеансы большей частью были бесплатные. Иногда ставились и платные. Выручаемые деньги шли на уплату за киноленту. Киномеханиками были любители. Работали они бесплатно.

Но вот власть в городе снова захватили белые. Кино для широких масс было закрыто. Потом при своем бегстве «беляки» – председатель белой управы Закаменных, члены управы Козин и Карандашев – захватили киноаппарат с собой. Беляки успели добежать только до г. Омска, дальше им бежать было уже некуда. Через некоторое время эти бандиты вернулись в Березовск, но киноаппарата они уже не вернули».

Двое детей – на одном пайке

Восстановление разрушенного хозяйства шло трудно. Не хватало квалифицированных рабочих рук – многие сражались на фронтах Гражданской войны, специалисты большей частью ушли с отступающими белыми войсками. Начался голод.

В 1967 году Сильва Опенкина опубликовала на страницах «Берёзовского рабочего» статью «Бескровный фронт». Краевед воссоздала социально-экономическую ситуацию того времени на основе протоколов собраний Березовского волостного комитета 1920-х годов (ГАСО, ф. 140р, оп. 1).

«В отчетах волкома РКП(б) за 1921 год сообщается, что 40 процентов детей не посещает школы по причине отсутствия питания и одежды. Что в Березовских детдомах вместо положенных 90 детей содержится 140, и это количество, возможно, придется даже увеличить, так как очень много сирот и остронуждающихся. Достаточно прочитать сохранившиеся за те годы заявления в адрес волоно, чтобы понять, что на каждый скудный паек детдомовца приходится содержать двоих детей, иного выхода пока нет. Вот что пишет в своем заявлении за 30 января 1922 года Воротникова Анна Александровна: «Мой муж замучен белобандитами в Березовском. Старший сын ушел добровольцем в Красную армию и погиб в 1920 году. На моем иждивении осталось 5 детей. Пока могла, я детей не старалась навязать на плечи государству. Но сейчас все, что было у меня, я проела. Как дальше существовать, я не знаю. Прошу отдел наробраза не отказать в просьбе и принять от меня 3-х детей в приют».

Подобных заявлений много. В заявлении заведующей детдомом №2 (по ул. Пролетарская 18, где помещались малыши 3-8 лет) сообщается, что продукты отпускаются на 30 детей, а содержится 54 ребенка. На всех детей имеется всего 15 матрацев, 12 полотенец, 5 одеял и мало простынок. Она просит помочь достать солому для набивки матрацев и дополнительно немного белья и ниток. С 1 апреля по 30 июня 1921 года по Березовской волости зарегистрировано умерших 143 человека, главным образом на почве недоедания».

Субботники, противотифозные бараки, ликвидация безграмотности

Советское правительство, занятое в первую очередь восстановлением тяжелой и топливной промышленности, не в состоянии было выделить средства на восстановление золотодобывающего производства, и до 1927 года березовские рудники и шахты находились на консервации, а горняки вернулись к старательским способам добычи золота.

Но, несмотря на все трудности, березовчане, сами раздетые и голодные, находили возможности помогать вдовам и сиротам, проводили субботники и воскресники, отчисляли части пайка и заработка в помощь голодающим Поволжья, находящимся в еще более тяжелом положении. Застрельщиками в этих делах стали комсомол и женотдел. Женщины проводили большую работу: собирали вещи для Красной армии и организовали мастерскую по пошиву вещей для нужд фронта, устраивали детей в детсады, ясли и детдом, боролись с эпидемическими заболеваниями, оборудовали противотифозные бараки и т.д.

Комсомольцы организовывали первые пионерские отряды, вели антирелигиозную пропаганду, устраивали кружки ликвидации безграмотности для взрослых. Это они, бойцы части особого назначения, в зимние ночи стояли на дорогах, вылавливая спекулянтов. Все реквизированные продукты и товары сдавались для нужд детдомов и больниц.

Так, помогая друг другу, березовчане в тяжелые 1920-е годы строили новую жизнь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

24