Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

10.11.2021 14:14 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Чтоб был в стране порядок и покой.

Автор: Ольга Секисова
Корреспондент

10 ноября сотрудники органов внутренних дел отметят свой профессиональный праздник.

В советское время он не проходил незамеченным: концерта и поздравлений на Первом канале ждали не только виновники торжества. В постсоветское время в нашем обществе изменилось отношение ко многим государственным институтам. Милиция стала полицией, и отношение к ней тоже стало другим. Часто одни и те же люди, которые критикуют российских копов, готовы с утра до вечера смотреть полицейские сериалы, идеализируя героев этих фильмов. Истина как всегда где-то рядом: нет только черного и нет только белого. И справедливости ради стоит отметить, что для ответственных сотрудников служба в органах, как и раньше, не отдых на курорте.

В прошлом году председатель Совета ветеранов МВД города Берёзовского Алексей Глушков издал сборник, в который вошли воспоминания сотрудников милиции и рассказы о сослуживцах и династиях, посвятивших службе многие годы. В «Моей книге о милиции», как назвал ее автор, есть и перепечатки из «Берёзовского рабочего» – заметок, опубликованных в газете в разные годы. Предлагаем сегодня некоторые фрагменты из сборника, чтобы представить непростую службу оперативника, участкового и следователя в советское время. Итак, самое лучшее ретро.

Почему плакали следователи

Сейчас трудно себе представить ситуацию, чтобы сотрудникам органов задерживали или, хуже того, не выплачивали зарплату. Вот как вспоминает 90-е годы бывший следователь Ольга Николаевна Белоногова. «В конце 1995-го начались систематические задержки выплаты зарплаты. В ноябре нам дали вместо зарплаты небольшой аванс по 400 рублей, а в декабре денег не дали вообще. Последний рабочий день в году пришелся на субботу – надо год закрывать. Пошла я утром на работу и удивилась – дороги пустынны, не видно ни пешеходов, ни машин. Дошло – все же готовятся к встрече Нового года… А мы на работу. Согревала только мысль, что должны дать зарплату, как же иначе – ведь впереди праздник, у нас семьи, дети… Но иллюзии рассеялись к обеду. Очеренко О. С., зам по кадровой работе, сообщила, что зарплаты не будет. Помню, я заперлась в кабинете и заплакала от безнадежности, усталости, беспросвета… А когда вышла и увидела своих коллег-женщин, то и у них были заплаканные глаза. Вот так мы и встретили 1996 год».

Золотое дело

В сборнике есть рассказ Мкртича Степановича Аракеляна, бывшего начальника криминальной милиции. Дело было в 1982 году, тогда он, молодой парень, инспектор уголовного розыска, смог раскрыть серию квартирных краж, в которых была замешана группа цыганок. «Проживая в Ревде, Первоуральске, Билимбае, они совершали кражи в Берёзовском. Для раскрытия данного дела Аракеляну пришлось проверить всех женщин цыганской национальности, проживающих в Екатеринбурге и соседних городах, пока не вышел на верный след. Сворованное злоумышленницами золото – около 1200 изделий – было найдено в пианино. Драгоценности изъяли и вернули законным владельцам. За это дело цыганский барон обещал «прикончить» оперативника. А сотрудники управления уголовного розыска Свердловской области стали называть его легендарным Аракеляном. Доведенное до суда дело о цыганских кражах было одним из тяжело раскрываемых».

Профессионалы против профи

Автор приводит рассказ бывшего следователя Киселевой Анны Захаровны о том, как оперативникам удалось взять с поличным вора-карманника. «В 1986 году в Берёзовском в отдел милиции стали поступать одно за другим заявления о краже денег из сумок. Потерпевшие не могли назвать приметы людей, находившихся рядом. Преступник обычно разрезал сумки и пакеты острым предметом типа лезвия. Все сотрудники были нацелены на его поимку. Был разработан план оперативно-розыскных действий. В результате в рейсовом автобусе при совершении очередного преступления он был пойман. Особо отличился оперативник Козлов Владимир Николаевич. При обыске у преступника дома были обнаружены лезвия, годовые к использованию, и их заготовки. Было раскрыто несколько эпизодов краж. Преступником был опытный вор-карманник, в прошлом 8 раз судимый».

Когда по следам идет Пуаро

К слову, о зарплате и материальных благах. Алексей Глушков приводит историческую статистику, которую удалось узнать из воспоминаний майора милиции Григория Андреевича Навроцкого. В 1954 году в отделе милиции служило 38 человек, из них в уголовном розыске работали три человека – начальник и два уполномоченных. Город охраняли от преступников с добровольными помощниками. «Жилось тогда всем трудно. Шахтер получал 3 тысячи рублей, а работник милиции 960 рублей, но у всех была вера, что они делают нужное дело…».

Есть и пример раскрытия одного убийства, о котором вспоминает Навроцкий. Однажды в летний день в лесу был обнаружен труп женщины со следами телесных повреждений. Вечером в дежурную часть обратился гражданин, сообщивший о том, что его жена ушла в лес и до настоящего времени не вернулась. По словам мужчины, его не было днем дома, так как он увозил детей в гости в деревню. Навроцкий попросил не говорить озабоченному супругу о том, что милицией был найден труп женщины с признаками насильственной смерти. Наутро заявитель принес записку, которую он якобы писал жене, в которой он просит ее сварить варенье и сообщает, что увозит детей к бабушке. Было выдвинуто несколько версий, по одной из них убийство совершил муж. Были опрошены родственники и дети. По их словам, утром он увез детей, а вернувшись домой, не обнаружил жены. Следствие зашло в тупик. Навроцкий стал анализировать детали и вспомнил, что у трупа в руке были зажаты волосы черного цвета. Волосы всех подозреваемых по делу к этому моменту были исследованы, не проверили только волосы мужа потерпевшей. Экспертиза дала положительный результат, и только тогда прижатый к стенке мужчина дал признательные показания. Он сознался, что рано утром пошел с женой в лес, где на почве ревности сначала избил, а потом убил ее. Чтобы запутать следствие, снял с женщины наручные часы, увез детей к родственникам, обеспечив себе алиби. И был уверен, что преступление не раскроют….

Бравый солдат Джейн

Пусть американцы не очень-то гордятся: в Берёзовском тоже была своя Деми Мур.

В сборнике есть короткий рассказ об удивительной женщине – капитане милиции Татьяне Ивановне Тумановой, которая во время службы в Берёзовском ГОВД была и инспектором дежурного вытрезвителя, и участковой, и инспектором детской комнаты милиции, и начальником спецчасти воспитательно-трудового профилактория УИТУ УВД Свердловской области. Туманова служила с 1967 по 1992 год. А легендарная она потому, что была единственной женщиной-участковым инспектором в области. Многие удивлялись, как может женщина справляться с мужской работой. В семидесятые годы, накануне 8 Марта ее приглашали на областное телевидение.

Лейтенант милиции Татьяна Ивановна Туманова была участковой на одной из самых сложных территорий: в ее ведении была старая часть города. Она регулярно совершала обходы, проверяла неблагополучные семьи, беседовала с трудными подростками. Всегда подтянутая, стройная, красивая, она располагала к себе. К тому же женщина прекрасно стреляла – у Тумановой был первый разряд по стрельбе.

В каких только переделках она не побывала! Хулиганы, домашние скандалисты, пьяницы, убийцы… Участковый инспектор с парой дружинников, а часто и одна гоняла на милицейском мотоцикле на происшествия. Однажды этой отчаянной женщине пришлось убеждать пьяного убийцу, который только что в драке разбил кувалдой голову человеку. «… А кругом ни души. Только он и женщина в погонах. И ведь уговорила явиться в милицию с повинной. Усадила окровавленного убийцу в кабину остановленной грузовой машины между собой и водителем, который вскоре стал мокрый от пота. А до отдела ехать было 20 верст».

Глушков записал еще один эпизод, который можно вставить в сценарий голливудского фильма. Как-то Тумановой сообщили, что в камышах залег психически больной человек, который стреляет по людям из охотничьего ружья. Стрелка окружили и стали вести с ним переговоры. Человек встает во весь рост, бросает ружье и заявляет: «Я бы вас, ментов, всех перестрелял. У меня патронов много. Но вас, Татьяна Ивановна, я очень уважаю и поэтому сдаюсь».

Вот такой образец профессионализма и мужества.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

71