Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

06.10.2021 11:55 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Любимый Урал с воздуха, воды и земли.

Автор: Лилия Львова

На выставке картин встретились Понтий Пилат, Петр Первый и Хозяйка Медной горы.

В минувшую пятницу в музее золота открылась выставка картин под названием «Урал – каменный пояс России». Авторы работ посвятили ее Бажову: нынешний год для создателя «Малахитовой шкатулки», «Серебряного копытца», других замечательных сказов – не юбилейный, но живописцы уверены: мы должны ценить удивительно искреннюю любовь Павла Петровича к родному краю.

На стенах и витринах выставочного зала музея – более 40 работ разных тематических и сюжетных направлений пяти мастеров кисти – екатеринбуржцев Валерия Николаева, Георгия Ваганова, Анатолия Мяконьких, Николая Горского и березовчанина Андрея Воротникова. Это их третий совместный вернисаж в Берёзовском, помимо персональных (Горский впервые присоединился к творческому квартету). Всего в год друзья-единомышленники организуют до десяти выставок. Надо отдать им должное: большая часть представленных сегодня картин родились недавно, датированы этим годом. Но есть и знакомые работы: скажем, «Хозяйка Медной горы» Николаева. Кстати, образ прекрасной зеленоглазой Малахитницы был написан с артистки Уральского народного хора Веры Баталовой.

Валерий Аркадьевич 14 лет был летчиком-штурманом военной и гражданской авиации. А в детстве мечтал не о небе, а о холсте и красках! Отлетав свое, окончил училище имени Шадра, потом вступил в творческий союз художников России Международной федерации. За плечами – множество городских, областных, зональных и персональных выставок. Его полотна приобретают банкиры, предпринимателя, политики, сам он активно коллекционирует произведения коллег.

– Я видел с высоты Воркуту, Хабаровск, Ленинград, Львов и Киев, Самарканд, границу с Афганистаном – множество родных мест и чужих краев и должен сказать: Россия – великая, богатая и красивая страна, не боготворить ее нельзя. А Урал, где мы родились, – просто бесподобен. Его природу надо охранять и защищать, – эмоционально высказывается Николаев.

Любимому Уралу он посвятил пентаптих: все пять частей композиции связывает река Исеть, по которой автор путешествовал на кораблике, отчаливающем с маленькой пристани, скалы и пещеры вблизи Каменска-Уральского, беседки местного санатория.

– Проплывал эти места в разные дни, в различную погоду – солнечную и пасмурную. Представшее величество не могло не поразить душу, не вызвать восторг и радость, мимо этих завораживающих мест невозможно пройти мимо! Скалы из белого известняка начинают светиться на закате солнца, и от их чарующего вида начинает бурлить фантазия. В этих картинах я показал этапы освоения Урала – впервые для себя в образах, которые «поселил» на склонах гор.

Действительно, узнаваемы в камне исторические персоны – Иван Грозный и Ермак, жившие в одни и те же годы, а также мистическая Синильга, бородатый старик, ассоциирующийся с образом седого Урала, волк, что жадно лачит воду, монументальная голова сказочного богатыря. Они выглядят органично и естественно. Но воображение художника расходится кругами по воде: и вот уже мы лицезреем …Понтия Пилата и, конечно, рядом с ним – Иисуса Христа, Врубеля и, разумеется, его Демона, Микеланджело и Василия Сурикова. Сюжетно-композиционное решение холста как бы играет с нашим мыслями, и квест выходит с точки зрения философии любопытным, однако не однозначным.

Важнее и ценнее, на мой взгляд, фотографическая точность показанной Николаевым природы, о которой мы, к своему стыду, не знаем и не ведаем. А ведь она – в шаговой доступности… Это каменный порог, источенный за миллионы лет ливнями и ветрами, украшенный изумрудным зеленым глазом, хребет с запутанной лосиной тропой, леса, пропахшие цветами и черникой, облака в водах Исети и двойная радуга над рекой.

Свой взгляд на становление и развитие нашего края показал в семи своих картинах и преподаватель Уральского колледжа строительства, архитектура и предпринимательства Георгий Ваганов (специальность художника-конструктора получил в Уральском архитектурном институте, на его счету более 200 персональных и сборных выставок, его творения недавно экспонировались в резиденции губернатора). Современная история началась с Петра I, издавшего указ о строительстве на Урале столь нужных России 200 заводов. Каменск-Уральский, Староуткинск, Невьянск, Екатеринбург – художник напомнил о том, как здесь возникали металлургические производства, гранильные фабрики. Героями полотен Георгия Павловича стали Демидовы и Ерофей Марков. Правда, рассказ о находке нашего знаменитого земляка – первооткрывателя коренного (рудного) золота выглядит не совсем точно, но это повод для зрителей почитать исторические источники. Панорама выполнена по этюдам, созданным на пленэре. Особую симпатию вызывает девушка с конем на поле, окруженном позолоченным осенью лесом.

Как всегда, радуют глаз акварели Мяконьких.

– Картины Анатолия Семеновича интересны всем, а юным художникам еще и полезно познакомиться с техникой их создания, – делится с нами Андрей Воротников.– Дело в том, что наш друг работает с темной палитрой, мы же привыкли к более светлой. Все его пейзажи имеют свой характер по технике исполнения и, самое главное, разные по цвету.

Анатолий Мяконьких всегда привозит на выставки хотя бы одну картину, связанную с Берёзовским. На сей раз мы увидели «Церковь в Старопышминске» и «44-й квартал».

Андрей Воротников, по его словам, решил представить на суд зрителей композиции, которые нравятся ему самому. Кстати, работы талантливый самодеятельный художник демонстрирует с 1982 года на региональных, городских, областных выставках.

– Не пишу портреты, не увлекаюсь историческими сюжетами, я – пейзажист, показываю настроение, образы и ощущения, которые когда-то случились и еще не забыты. Мы не замечаем красоту каждого дня, а потом проходят месяцы, наступает другое время года, и тогда вспоминается теплота лета или осенняя грусть. Скажем, картину с тюльпанами писал в… холодную зимнюю ночь: такая вот ностальгия по маю нахлынула. В нынешнюю жару уезжал далеко с тяжелым рюкзаком на пленэр, а теперь работаю с этим материалом в мастерской не спеша, осознанно.

Из новых картин Андрея Михайловича – натюрморт «Золотой вечер».

– Натюрморты пишу и классические, и веселые, «кудрявые», понимая, что для интерьеров домов при нашем климате требуются более яркие краски, насыщенная цветность.

На диалог с произведениями, действительно, настраивает их приятная цветовая гамма. Воротников создает образы, которые не забываются, если их воспринять сердцем.

Николай Иванович Горский участвует в экспозиции, к сожалению, скромно. Бывший летчик обучился живописи и теперь полностью посвятил себя изобразительному искусству и путешествиям. На своих вернисажах (выставлялся в Англии, Франции, Японии) демонстрирует пейзажи многих уголков мира, которые видел воочию. В музее золота обращает внимание портрет его кисти знаменитого уральского кузнеца Александра Лысякова, который был в свое время и героем публикации в БР.

Выставка «Урал – каменный пояс России» будет действовать в музее золота на Коммуны, 4, до конца года. На ней зрители непременно найдут для себя что-то важное и значимое, красоту и гармонию, ведь демонстрируемые здесь полотна – не только о человеческом, но об общечеловеческом, и если внимательно приглядеться, то можно отыскать путь – от внешнего к внутреннему.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

11