Меню
16+

Газета "Берёзовский рабочий"

05.11.2020 11:41 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ЛЕСОРУБЫ И КРИМИНАЛ. В лесной отрасли грядут серьезные изменения

Автор: Сергей СТУКОВ
главный редактор

Лесозаводской, Старопышминск, Лосиный, Сарапулка… на всей территории Берёзовского лесничества то тут, то там слышен топор дровосека. Несчадно рубят даже защитные леса. На севере и востоке области – масштабы посерьезней. Вопли народные – всё слышней. Кажется, даже президент услышал. На недавнем совещании в правительстве Владимир Путин поручил разработать план декриминализации лесной отрасли, которую после принятия в середине нулевых нового Лесного кодекса шатает во все стороны. Предлагаем по косточкам разобрать этот план. А вдруг действительно в лесу воцарится порядок?

В России расположена пятая часть всех лесов планеты

- Известно, что на рубеже веков отечественное лесное хозяйство фактически оказалось в упадке, — признал Владимир Путин. — За последнее десятилетие ХХ века доля России в мировой торговле лесной продукцией сократилась на порядок – с 18 до двух процентов. Почему? Потому что повсеместной практикой стали так называемые серые схемы выделения лесных участков, ну и вообще жульничество процветало так, как никогда, расхищение просто зашкаливало, процветали хищнические, нелегальные вырубки. Конечно, ни о каком уверенном развитии, модернизации, создании новых рабочих мест, нормальном воспроизводстве лесного потенциала в таких условиях, по сути, не могло быть и речи.

Президент отметил, что несмотря на общее развитие отрасли, укрепление лесопромышленных холдингов и появление новых современных производств, в большинстве регионов сохраняются прежние, к сожалению, сугубо архаичные, потребительские подходы к использованию лесных ресурсов, а это ведь наше достояние, как я сказал. И главенствующий принцип здесь, к сожалению, остаётся: любой ценой взять объёмы, а после хоть трава не расти. И не растёт – ни трава, ни лес не растёт. То есть применяются так называемые экстенсивные модели, когда вырубки в основном ведутся сплошным способом, причём зачастую на низком технологическом уровне, если не сказать варварски, и полностью игнорируется задача восстановления лесов.

- Хочу заострить внимание на такой застарелой, но до конца так и не решённой до сих пор проблеме, как незаконные рубки. Мы системно боремся с этими преступлениями, однако нужно не просто последовательно вести эту работу. Здесь необходимы качественно новые, более эффективные, современные и, главное, результативные подходы.

Владимир Путин считает справедливыми претензии со стороны общественных организаций, экологических структур к уровню и качеству работы правительства в лесной отрасли.

С учётом предложений, которые прозвучали на заседании правительства, Владимир Путин попросил подготовить законодательную, нормативную базу для решения следующих задач.

Запрет на вывоз «кругляка»

- Нужно наконец поставить жёсткий заслон бесконтрольному вывозу необработанной древесины. Много раз уже об этом говорим, много раз. Но для этого следует ещё активнее использовать современные цифровые технологии – запустить федеральную информационную систему лесного комплекса, включающую государственный лесной реестр в электронной форме по общим для всех субъектов Федерации правилам.

В единой системе должен производиться учёт древесины и сделок с ней. Сделать это нужно для того, чтобы было возможно проследить всю цепочку: от рубки леса до изготовления готовой продукции и её вывоза за пределы Российской Федерации.

Нет прав – иди лесом

- Кроме того, считаю, что пора установить жёсткий однозначный принцип, а именно: если у компании или предпринимателя нет права на хозяйственное использование леса, то и находиться на лесных участках с заготовительной техникой им должно быть запрещено. Надо подумать по поводу изъятия этой техники, её конфискации.

Таможня не даст добро

- Также необходимо пересмотреть подходы к работе таможни, настроить её таким образом, чтобы под видом пиломатериалов не экспортировался в конце концов кругляк.

Льготные кредиты

- Для предприятий малого и среднего бизнеса, которые сейчас работают в этой нише, предлагаю запустить специальную программу модернизации на базе Фонда развития промышленности, что было предложено Министром промышленности и торговли. Речь идёт о льготных кредитах на переоборудование производств и создание мощностей по глубокой переработке древесины. Такая программа должна стартовать уже с 1 января будущего года. Прошу предусмотреть необходимое финансирование для этого. Знаю, что работа над бюджетом в целом закончена, но это нужно обязательно иметь в виду.

Лесоустройство по-новому

- Нужно дополнительно настроить механизмы управления и контроля за лесами – прежде всего реформировать систему лесоустройства как основу для учёта, планирования, инвентаризации и оценки лесов, чётко разграничив полномочия федеральных, региональных и местных органов власти.

Беспилотники

- Наряду с этим предлагаю ввести правовой институт административного обследования лесных участков. Здесь должны широко применяться передовые современные дистанционные методы зондирования, беспилотные летательные аппараты и так далее. Сейчас возможностей очень много для такой работы.

Главный инспектор

- Также предлагаю ввести должность главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту федерации, а лесной надзор также распространить на транспортировку, хранение и переработку древесины.

Кадры решают всё

- И конечно, особое внимание прошу уделить укреплению кадрового потенциала отрасли, организации современных условий труда, обеспечению достойной зарплаты для работников, занятых в лесном хозяйстве.

В частности, предлагаю распространить на них меры государственной поддержки, которые действуют для молодых специалистов в сельской местности. Прежде всего это касается приобретения или строительства жилья.

«Некоторые предложения напоминают старый советский анекдот»

Мы попросили прокомментировать план по декриминализации лесной отрасли Алексея Ярошенко, руководителя лесной программы Гринпис России.

- По большому счету, план представляет собой коллекцию "лесных хотелок" правительства, минприроды и Рослесхоза, собранных за несколько последних лет (впрочем, есть в плане и очень старые "хотелки", даже из девяностых — например, насчет запрета на самовольное пребывание в лесах с лесозаготовительной и лесовозной техникой). Пункты плана очень разные, как по объему, так и по степени разумности и адекватности — есть вполне разумные, есть совершенно неразумные. Но в целом общую идею плана можно выразить короткой фразой: "задавить бардак бюрократией и тотальным контролем".

Некоторые ошибки прошлых лет, которые уже наделали немало бед и бесследно съели много миллиардов бюджетных рублей, правительство предлагает повторить. Например, пункт 3 предписывает внесение в Думу законопроекта, предусматривающего "определение результатов лесоустройства как основы получения информации для лесного планирования, государственной инвентаризации лесов, ведения государственного лесного реестра, оценки лесов". Именно решение об использовании материалов лесоустройства как основы для государственной инвентаризации лесов (на этапе так называемой "стратификации" — предварительной классификации) стало главной ошибкой, приведшей к провалу всей ГИЛ. За четырнадцать лет работы над первым циклом ГИЛ и за более чем десять миллиардов потраченных на него рублей не получилось сделать ничего стоящего и практически полезного.

Примерно то же самое происходит и с ЕГАИС учета древесины и сделок с ней. Эта система работает уже пять лет, на ее поддержание тратятся колоссальные силы, сравнимые с теми, которые тратятся, например, на все работы по тушению лесных пожаров или на все работы по лесовосстановлению — но каких-то принципиальных изменений к лучшему, связанных с этой системой, пока не видно. Нынешний план предлагает эту систему радикально расширить, преобразовать во ФГИС лесного комплекса, обеспечить автоматическую блокировку выписки сопроводительных документов при выявлении несоответствий, переход пользователей на идентификацию через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Как может работать вход пользователей в лесную информационную систему через ЕСИА — мы как раз сейчас хорошо видим на примере системы ИСДМ-Рослесхоз: из-за технического сбоя доступ к ней через ЕСИА не работал с 8 сентября по 8 октября, 9 октября его починили, он проработал один день, опять сломался и не работал с 10 по 12 октября, 13 октября опять заработал — но пока неизвестно, надолго ли. Очевидно, что если такой сбой произойдет в системе ЕГАИС учета древесины или ФГИС лесного комплекса при том функционале, который предусматривает план — это может нанести лесному комплексу ущерб, сравнимый с ущербом от COVID-19 или какой-нибудь иной сопоставимой напасти. И нет ровным счетом никаких оснований предполагать, что эта расширенная ЕГАИС или ФГИС будет работать надежнее, чем ИСДМ-Рослесхоз или нынешняя ЕГАИС учета древесины и сделок с ней.

Некоторые предложения откровенно напоминают старый советский анекдот про речь председателя на заседании колхоза: "В позапрошлом году мы посеяли сто гектаров зерновых — все сожрал проклятый долгоносик; в прошлом году мы посеяли двести гектаров зерновых — и опять все сожрал проклятый долгоносик; в нынешнем году мы посеем четыреста гектаров зерновых — пусть проклятый долгоносик подавится!".

В плане отмечается "недостаточный для обеспечения выбытия и воспроизводства лесов объем высококачественного районированного посадочного материала" — и предлагается возложить его выращивание на государственные и муниципальные учреждения. Но ведь и то, что сейчас сажается, в основном гибнет из-за запредельно низкого качества работ и отсутствия полноценного последующего ухода. Если государственные и муниципальные учреждения наладят выращивание существенно большего количества высококачественного районированного посадочного материала — при нынешнем качестве лесовосстановительных работ и последующего ухода этот посадочный материал так и будет гибнуть, даже долгоносикам мало что достанется.

Есть в плане и пункт про запрет с 1 января 2022 года "необработанных и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород". Это, конечно, очень популярная мера, но надо понимать, что реальная доля экспорта необработанных материалов в общем объеме учтенной заготовки древесины в России составляет сейчас около семи процентов, а с учетом возможных объемов неучтенной заготовки — немногим более пяти процентов.

Что такое "грубо обработанные материалы" — из плана непонятно: некоторые виды продукции неглубокой степени переработки (например, телеграфные столбы, даже с пропиткой) и так обычно включаются в тот же код таможенной номенклатуры 4403, что и прочий "кругляк", а некоторые имеют свои коды (например, оцилиндрованное бревно), но их объемы невелики, да и не такая уж это грубая обработка. Возможно, имеются в виду пиломатериалы естественной сушки (с влажностью более 22%) — для них отдельным пунктом плана предусматривается введение отдельного кода; но из плана не очевидно, что эти пункты (про отдельный код для пиломатериалов естественной сушки и про грубо обработанную древесину) связаны друг с другом. Что такое "ценные лиственные породы" — тоже непонятно: это дуб, бук и ясень, перечисленные в статье 50.2 Лесного кодекса как "ценные лесные породы", или еще и береза, бревна из которой постановлением Правительства РФ от 18 января 2016 года № 19 отнесены к "существенно важным для внутреннего рынка Российской Федерации" товарам. По этому пункту плана очень много вопросов будет именно по березе.

В плане, как и в большинстве других подобных документов последних полутора десятилетий, перепутаны понятия "лесной надзор" и "лесная охрана" — в результате пункты плана, относящиеся к тому и к другому, выглядят совершенно мутными и невразумительными. Не разделив эти основополагающие понятия и виды деятельности (отличающиеся друг от друга примерно так же, как деятельность прокуратуры отличается от деятельности патрульно-постовой службы полиции), наладить нормальную охрану лесов и нормальный надзор за соблюдением лесного законодательства не получится. Так что эти пункты можно считать заведомо провальными, просто в силу того, как они сформулированы.

А в целом план представляет собой хоть и очень большой, но все-таки совершенно бессистемный набор мало связанных друг с другом и не вписывающихся в какую бы то ни было очевидную концепцию предложений. В чем-то он напоминает Лесной кодекс 2006 года: перемен планируется много, но конечные их цели не ясны, и какой-то новой разумной и ясной системы государственного управления лесами за этими переменами пока не просматривается.

Перечень мероприятий в хронологическом порядке

15 ноября 2020 года (далее — ежеквартально). Проведение совместных (межведомственных) мероприятий по пресечению деятельности лесных преступных группировок и ОПГ.

1 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта о создании ФГИС ЛК с функционалом ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, а также ведения в ней государственного лесного реестра, оформления и блокировки сопроводительных документов на древесину, с интеграцией с другими информационными системами и таможней.

1 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта о запрете на самовольное пребывание в лесу с лесозаготовительной и лесовозной техникой.

1 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта о реформировании лесоустройства, в том числе его монополизации, введении квалификационных требований к лесоустроителям и отводчикам лесосек.

1 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта о поэтапной передаче на федеральный уровень полномочий по предоставлению лесных участков и о требованиях по наличию перерабатывающих мощностей для получения лесных участков.

1 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта о возможности выращивания посадочного материала лесных растений государственными и муниципальными учреждениями.

1 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта о возможности выполнения компенсационного лесовосстановления специализированными субъектовыми учреждениями за счет средств заинтересованных лиц.

1 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта о закреплении федерального государственного лесного надзора за уполномоченным федеральным органом, уточнении переданных полномочий, введении административного обследования лесных участков, распространения федерального надзора на транспортировку древесины, создание самостоятельного института лесной охраны.

1 декабря 2020 года. Принятие необходимых актов для проведения в 2021 году эксперимента в отдельных субъектах РФ по передаче Рослесхозу отдельных полномочий по лесному надзору.

1 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта о реализации древесины, заготовленной государственными и муниципальными учреждениями при лесохозяйственных работах, через биржу.

1 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта об оптимизации сети подведомственных органам управления лесами субъектов РФ учреждений и о возможности выполнения ими своих функций за счет средств от приносящей доход деятельности.

1 декабря 2020 года. Проработка вопроса о постоянном целевом мониторинге финансовых операций организаций — экспортеров лесопродукции.

1 декабря 2020 года. Введение кубометра в качестве дополнительной единицы измерения в целях единообразного подхода при учете оборота и экспорта древесины и лесоматериалов.

1 декабря 2020 года. Актуализация перечня пунктов пропуска через государственную границу РФ, через которые разрешено осуществлять вывоз лесоматериалов.

10 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта о конфискации лесозаготовительной и лесовозной техники, являющейся орудием преступления, принадлежащей третьим лицам.

10 декабря 2020 года. Установление требований об оснащении лесозаготовительной и лесовозной техники средствами для контроля за движением через ГЛОНАСС.

15 декабря 2020 года. Внесение в Думу законопроекта об изменениях в таможенном регулировании экспорта древесины, в т.ч. отмене неполного декларирования.

15 декабря 2020 года. Внесение в законодательство изменений, направленных на ускорение реализации древесины, изъятой у правонарушителей.

15 декабря 2020 года. Введение раздельного учета лесоматериалов по влажности и установление заградительной таможенной пошлины и (или) экологического сбора для лесоматериалов с влажностью более 22%, а также на круглый лес с одновременным пересмотром таможенных квот.

15 декабря 2020 года. Введение запрета с 1 января 2022 года вывоза из РФ необработанных или грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород.

15 декабря 2020 года. Исключение законодательных ограничений на замещение в сельской местности близкими родственниками соподчиненных должностей в лесном хозяйстве.

15 декабря 2020 года. Включение в перечень специальностей, в отношении которых действуют меры господдержки молодых специалистов в сельской местности, специалистов лесного хозяйства.

15 декабря 2020 года. Принятие нормативного правового акта, предусматривающего с 1 января 2021 года льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства для создания мощностей по глубокой переработке древесины.

15 декабря 2020 года. Проработка механизма прекращения деятельности и исключения из ЕГРЮЛ тех, кто нарушает законодательство при заготовке, обороте и экспорте древесины.

25 декабря 2020 года. Внесение изменений в постановление Правительства РФ о порядке эксплуатации ЕГАИС УД, предусматривающих идентификацию пользователей через ЕСИА.

25 декабря 2020 года. Утверждение порядка расчета стоимости незаконно заготовленной древесины для ст. 191.1 УК (приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины).

25 декабря 2020 года. Утверждение новой редакции Стратегии развития лесного комплекса РФ.

25 декабря 2020 года (далее — ежегодно). Увеличение площади непрерывного дистанционного мониторинга использования лесов, приобретение беспилотников в рамках нацпроекта "Экология".

25 декабря 2020 года (далее — ежегодно). Обеспечение лесных инспекторов лесопатрульной техникой и оборудованием в соответствии с нормативами.

25 декабря 2020 года. Реализация в ЛесЕГАИС возможности прослеживания цепочек поставок древесины, изделий из нее и сделок по видовому и сортиментному составу от момента заготовки до переработки или вывоза из РФ.

25 декабря 2020 года. Реализация в ЛЕсЕГАИС возможности прослеживания товаров на основании документов первичного бухгалтерского учета, документов, подтверждающих переход права собственности, передача сведений из ЛесЕГАИС в ЕАИС таможенных органов.

30 декабря 2020 года. Проработка вопроса о наделении Минобороны и подведомственных учреждений полномочиями по составлению протоколов о лесонарушениях на землях обороны.

30 декабря 2020 года. Проработка вопроса о создании закрытого сегмента ЛесЕГАИС для учета древесины, связанной с нуждами Минобороны.

31 декабря 2020 года (далее — ежеквартально). Проведение мероприятий по таксации лесов и проектированию мероприятий в зоне интенсивного использования лесов и ведения лесного хозяйства.

31 декабря 2020 года (далее — ежегодно). Дооснащение объектов экономики и транспортной инфраструктуры дополнительными системами видеонаблюдения и дистанционного мониторинга природных пожаров вблизи населенных пунктов.

1 февраля 2021 года. Унификация кодов ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 в отношении продукции лесопромышленного комплекса.

1 февраля 2021 года. Проведение инвентаризации тупиковых железнодорожных веток, совершенствование внутригосударственной системы контроля транспортировки древесины автомобильным и железнодорожным транспортом.

1 февраля 2021 года. Обеспечение контроля за железнодорожными ветками, по которым осуществляется вывоз древесины в обход пунктов пропуска на российско-казахстанском участке госграницы.

1 марта 2021 года. Внесение изменений в нормативные правовые акты в части усиления контроля за приоритетными инвестпроектами в области освоения лесов.

1 марта 2021 года (далее — ежеквартально). Проведение проверок проектов освоения лесов на предмет их соответствия требованиям лесного законодательства.

1 мая 2021 года. Внесение в Думу законопроекта об упрощении процедуры расторжения договоров аренды лесных участков с арендаторами-нарушителями.

30 июня 2021 года. Реализация механизма интеграции ЛесЕГАИС с ЕСИА в части регистрации новых пользователей, сопоставления существующих пользователей ЛесЕГАИС с данными ЕСИА.

1 июля 2021 года. Подготовка предложений по внесению изменений в Таможенный кодекс ЕАС о возможности отказа в выпуске товаров при обнаружении несоответствий с ЕГАИС УД или ФГИС ЛК.

1 июля 2021 года. Распространение действия ипотечных программ на ИЖС с использованием деревянных домокомплектов, произведенных индустриальным способом.

1 сентября 2021 года. Создание общедоступной карты лесов России: оцифровка материалов лесоустройства, вычисление пространственных координат лесных участков и лесосек, интеграция с ФГИС ЕГРН, формирование карты лесных участков, лесосек, с привязкой к договорам аренды, купли-продажи, правам пользования, государственным контрактам и заданиям на выполнение лесохозяйственных работ и т.п.

1 декабря 2021 года. Обеспечение комплекса мер, направленных на строительство 20% жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций.

25 декабря 2021 года. Корректировка алгоритмов контроля ведения сделок, предусмтаривающая невозможность заключения сделки, подачи таможенной декларации для продавца, в случае отсутствия достаточного объема древесины по отчетам об использовании лесов или договорам купли-продажи.

25 декабря 2021 года. Реализация возможности предоставления лесных деклараций и отчетов об использовании лесов в уполномоченные органы власти в электронной форме.

31 декабря 2021 года. Расширение перечня государственных информационных систем, с которыми интегрированы информации системы Рослесхоза, реализация массовых государственных услуг в сфере лесного хозяйства на портале госуслуг.

1 апреля 2022 года. Обеспечение поэтапного дооснащения пунктов пропуска через госграницу, через которые разрешено вывозить лесоматериалы, для создания условий полного контроля с 1 июля 2022 года.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

385